Рефераты. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации

Введение

 

Инвентаризация является одним из специальных методов бухгалтерского учёта. Результаты инвентаризации используются при составлении отчетности, а также при анализе структуры и размеров активов и пассивов организации. Для того чтобы инвентаризация могла стать действенным инструментом, помогающим вырабатывать и принимать управленческие решения, необходимо в совершенстве знать требования нормативных документов, регулирующих порядок проведения инвентаризаций и проверок.

Цель работы – дать общее представление об инвентаризации имущества и обязательств организации, сроках и порядке её проведения и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учёте.

Задачами работы являются: уяснение необходимости проведения инвентаризации; изучение ситуаций, когда проведение инвентаризации является обязательным; изучение срока проведения инвентаризации различных видов активов и обязательств организации; усвоение порядка отражения в учёте сумм излишков и недостач имущества; изучение ситуации, при которых результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными.

























1.    Общие положения

 

Инвентаризация – периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей (основных и оборотных фондов) в натуре, а также денежных средств.

При осуществлении практической деятельности хозяйствующим субъектом возникает необходимость периодической проверки фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, регулярной проверки полноты отражения в учёте обязательств.

Перечисленные задачи достигаются посредством проведения инвентаризаций.

Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены статьёй 12 Закона о бухгалтерском учёте и пунктами 26 – 28 Положения по ведению бухгалтерского учёта. Детализация требований осуществлена в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

В соответствии с перечисленными документами целью инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации. В ходе инвентаризации имущества и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчётности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. [1]

Объектами проверки при проведении инвентаризации являются:

-                      имущество организации, под которым понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы;

-                      финансовые обязательства – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Инвентаризации подлежит всё имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учёте (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтённое по каким либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в присутствии материально ответственного лица.

Количество инвентаризаций в отчётном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает руководитель организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Для проведения инвентаризации в организации создаётся постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объёме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объёме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на неё.

Порядок работ и объём функций, возлагаемых на постоянно действующую инвентаризационную комиссию, целесообразно установить в специально разработанном и утверждённом положении, которое необходимо закрепить в качестве приложения к учётной политике организации.

При разработке такого положения (или просто при определении функций такой комиссии) следует иметь в виду, что комиссия должна выполнять комплекс работ, который должен, как минимум, включать следующие элементы:

-                      выявление фактического наличия имущества организации;

-                      проверка документального подтверждения размеров и сроков обязательств организации;

-                      сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта;

-                      документальное оформление фактов несоответствия количества, качества, ассортимента поступающих запасов соответствующим показателям (характеристикам), предусмотренным в договорах (поставки, купли-продажи) и других аналогичных документах;

-                      документальное оформление актов сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами организации;

-                      определение причин списания имущества и возможности использования материалов от такого списания;

-                      определение причин возникновения просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

-                      установление сумм стоимости излишествующего имущества и размера недостач;

-                      подготовка распорядительного документа о взыскании сумм недостач с виновных лиц или организации либо списании сумм недостач;

-                      разработка мероприятий, предупреждающих возникновение инвентаризационных разниц в будущем.

Персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации, о чём издаётся распорядительный документ (приказ, распоряжение и т.п.). Данный распорядительный документ целесообразно утверждать отдельно от положения о комиссии. Это связано с тем, что положение может действовать в течение нескольких отчётных периодов, а состав комиссии персонифицирован, т.е. может меняться в течение года.

В состав указанных комиссий целесообразно включать представителей:

- администрации организации (одного из заместителей руководителя организации или иного должностного лица, обладающего распорядительными правами);

- бухгалтерской службы (в крупных организациях целесообразно включать двух работников: бухгалтера, ведущего учёт соответствующего вида имущества и обязательств, и бухгалтера, который по своим функциям с данным участком учёта не связан, - как для обеспечения беспристрастности, так и для того, чтобы повышать эффективность проведения проверки);

- юридической службы (такой специалист может оказаться незаменимым в случаях, когда речь идёт о недостачах материалов, поступивших от поставщиков, а также тогда, когда принимается решение о привлечении материально ответственных лиц и иных работников к материальной ответственности);

- инженеров (специалистов, обладающих необходимой квалификацией и опытом для того, чтобы оценить рациональность использования отдельных видов имущества);

- экономистов;

- техников;

- других специальностей, знания и опыт которых позволяет обеспечить эффективность проведения проверок и инвентаризаций.

Кроме того, в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчёты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчётам), с указанием «до инвентаризации на «  » (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учётным данным.

Материально ответственные лица дают расписку в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчётные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтённых финансовых обязательств записывают в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.