Институциональные преобразования.
В результате осуществляемых институциональных преобразований, пик которых в большинстве стран пришёлся на 1993-1994 годы, доля занятых в государственном секторе экономики в среднем по Содружеству сократилась с 0,74 в 1991 году до 0,47 в 1996 году, в частности в Молдове к 1996 году этот показатель составил 0,28 части.
Одним из основных форм изменения отношений собственности в рассматриваемый период были разгосударствление и приватизация.
В структуре приватизированных предприятий и объектов наибольший удельный вес приходится, как правило, на предприятия и объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Доля этих предприятий и объектов в общем числе приватизированных составляет в Беларуси, Казахстане, Молдове 0,48-0,5 части, Кыргызстане, России – 0,57-0,59, Украине – 0,66, Грузии – 0,79, Узбекистане – 0,85.
За рассматриваемый период ускорился процесс отделения хозяйственных функций от государства и передача их новым структурным образованиям, таким, как финансово-промышленные группы, холдинговые компании, корпорации, банковские союзы, ассоциации и другие добровольные объединения предприятий и организаций.
Биржевая деятельность и фондовые рынки.
К началу 1997 года в странах СНГ действовало 327 бирж. Бум развития товарно-сырьевых бирж в СНГ пришёлся на 1991-1992 годы. Несмотря на специализацию, указанную, как правило, в названии бирж, они, по существу являлись универсальными и допускали к торгам практически любую номенклатуру. Пережив спекулятивный подъём в 1993 году, их деятельность пошла на убыль и к началу 1997 года практически прекратилась. В силу отсутствия рыночных механизмов, и, в определённой мере, из-за нестабильности политической обстановки и жёстких административных преград фондовые биржи в Туркменистане, Таджикистане, Молдове, Грузии не функционируют.
В истекший период наблюдался быстрый рост числа коммерческих банков. По данным на 1 июля 1996 года в странах СНГ зарегистрировано 3115 таких банков. Система коммерческих банков во главе с национальным банком, координирующим их деятельность, сложилась во всех государствах Содружества после распада рублёвой зоны в 1993 году. Зарождаться коммерческие банки стали в недрах бывшего СССР. Преимущества в виде инфраструктуры, подготовленных кадров, отлаженных технологий получили филиалы и отделения бывших Жилсоцбанка, Промстройбанка и других общесоюзных банков.
По оценкам экспертов, с падением уровня инфляции и доходности государственных ценных бумаг банковская система СНГ начинает сталкиваться с кризисом ликвидности, так как снижение процентных ставок по депозитам приводит к оттоку денежных средств населения и переводу их в СКВ, а кредитование реального сектора экономики всё ещё чревато большими потерями.
Аграрные реформы.
Изменения в структуре производства по категориям хозяйств привели к существенному снижению товарности сельского хозяйства. Особенно большое снижение товарности произошло по овощам – в 2 раза, картофелю – в 1,6, скоту и птице – в 1,4, молоку – в 1,3 раза.
В процессе проведения аграрных реформ продолжается формирование новых организационно-правовых форм собственности производителей сельскохозяйственной продукции. Значительно сократилось количество колхозов и совхозов. Большинство этих хозяйств преобразовано в акционерные общества, товарищества, ассоциации, кооперативы. К началу 1997 года в СНГ зарегистрировано 786 тыс. крестьянских хозяйств со средним наделом 45 тыс. м2.
Общим негативным моментом в проведении аграрных преобразований являлось отсутствие глубоко проработанных программ, комплексности и последовательности реформирования, а также ослабление или почти полный уход государства от своих регулирующих функций и протекционистской поддержки сельского хозяйства. Всё это в сочетании с разрывом традиционных связей обусловило усиление аграрного кризиса, спад производства, рост социальной напряжённости в деревне.
Такое положение привело, с одной стороны, к усилению локального монополизма, а с другой стороны – к организации в составе сельскохозяйственных предприятий мелких пищеперерабатывающих цехов без глубокой переработки сырья, недоиспользованию имеющихся в перерабатывающей промышленности мощностей и их перепрофилированию, распылению капитальных вложений.
Жилищная политика.
После распада СССР ситуация во всех странах Содружества характеризуется резким спадом строительства жилья. В связи с резким сокращением бюджетных ассигнований в государствах были приняты меры по стимулированию индивидуального жилищного строительства.
В работе по преодолению общего для многих стран Содружества падения уровня ввода жилья отмечается общая черта – формирование новой национальной жилищной политики, базирующейся, на принципе преимущественно внебюджетного финансирования жилья.
Миграционные процессы.
Важным элементом формирования общего рынка труда стран СНГ является миграция рабочей силы.
Современная миграция имеет ряд специфических особенностей. Низка интенсивность миграции, что приводит к застойной безработице.
По разным оценкам, ежегодно мигрирует до 10 млн. человек, или 0,03 населения Содружества, что значительно ниже, чем в странах ЕС. Преобладает в основном миграция в Россию, включая потоки беженцев и вынужденных мигрантов.
За период 1991-1995 годов численность населения России увеличилась за счёт миграции из стран СНГ и Балтии на 2 млн. человек. По имеющимся прогнозам до 2005 года в Россию может переместиться ещё примерно 3 млн. человек, что должно учитываться при формировании общего рынка труда стран Содружества. Наибольший поток трудовых мигрантов идёт из Украины – 94 тыс. человек, Беларуси – 11 тыс., Грузии и Молдовы – по 7 тыс. человек ежегодно.
Такое значительное количество беженцев и вынужденных переселенцев увеличивает напряжение на рынке труда, особенно если учесть их концентрацию в отдельных регионах России, требует больших затрат на строительство жилья и объектов социальной сферы.
Миграционные процессы в государствах СНГ представляют одну из самых сложных социально-демографических проблем. Поэтому страны Содружества проводят работу по заключению дву- и многосторонних соглашений направленных на регулирование миграционных процессов.
Наблюдается заметное снижение численности студентов, прибывающих на учёбу из одних стран СНГ в другие. Так, если в 1994 году в ВУЗах России обучалось 58700 студентов из ближнего зарубежья, то в 1996 году – лишь 32500.
Законодательные акты в области образования переплетены с законами о языках, принятыми практически во всех странах Содружества. Объявление языка титульной нации единственным государственным языком, введение обязательного экзамена на знание государственного языка, перевод на этот язык делопроизводства, сужение сферы высшего образования на русском языке объективно создали трудности для проживающей в этих странах значительной части населения не титульной национальности, в том числе русскоговорящих. Установленные сроки для изучения государственных языков далеки от реальности, не учитывают той исключительной психологической ситуации, в которой неожиданно оказались миллионы людей.
В результате многие независимые государства успели настолько обособиться, что возникли трудности с академической мобильностью абитуриентов и студентов, эквивалентностью документов об образовании, изучением учебных курсов по выбору учащихся.
Поэтому формирование общего образовательного пространства будет являться важнейшим условием реализации позитивных интеграционных процессов СНГ.
Состояние научно-технического потенциала.
Имеющиеся у государств Содружества значительные фундаментальные и технологические заделы, высококвалифицированные кадры, уникальная научно-производственная база остаются в значительной мере невостребованными и продолжают деградировать.
Всё реальнее становится перспектива того, что государства Содружества в ближайшее время столкнутся с проблемой неспособности с помощью национальных научно-технического и инженерно-технического потенциалов собственными силами обеспечить потребности экономики своих стран. Это неминуемо усилит тенденцию решать внутренние проблемы за счёт массовой закупки техники и технологии в третьих странах, что поставит их в длительную технологическую зависимость от внешних источников, что, в конечном счёте, чревато подрывом национальной безопасности, усилением безработицы и снижением уровня жизни населения.
Государствам Содружества следует предпринять более энергичные шаги по развитию интеграционных процессов в научно-технологической сфере путём создания общей нормативно-правовой базы, подготовки и принятия межгосударственных программ, представляющих взаимный технологический интерес.[28]
2.3. ДИНАМИКА СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНВЕСТИЦИЯХ , ПРОМЫШЛЕННОМ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА .
В 1992-1996 годах произошли радикальные изменения, направленные на становление многоукладной рыночной экономики. Основным показателем, характеризующим уровень и динамику экономического развития страны, является ВВП. За 1991-1996 годы в среднем по странам Содружества он ежегодно снижался на 0,09 части.
Прежде чем перейти к анализу структурных изменений, рассмотрим основные отрасли промышленности. Их совокупность можно разбить на две группы: ресурсопроизводящие и ресурсообрабатывающие отрасли.
Деление отраслей на ресурсопроизводящие и ресурсообрабатывающие весьма условно. Оно даёт ориентир при анализе совокупности предприятий как субъектов интеграционного процесса: ресурсопроизводящие предприятия производят низкоорганизованные товары, ресурсообрабатывающие предприятия – высокоорганизованные.
Отрасли промышленности можно распределить следующим образом (отрасли пронумерованы, данная нумерация будет использована в дальнейшем):
Ресурсопроизводящие отрасли:
1. Электроэнергетика.
2. Топливная промышленность.
3. Чёрная металлургия.
4. Цветная металлургия.
Ресурсообрабатывающие отрасли:
5. Химическая и нефтехимическая промышленность.
6. Машиностроение и металлообработка.
7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
8. Промышленность строительных материалов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78