Рефераты. Инновационно-инвестиционный процесс в переходной экономике России
 

4.3.2.1.Кредитная система

В России кредитными методами стимулирования долгосрочной инвестиционной деятельности нередко незаслуженно пренебрегают. Во многом это связано с негативными моментами, присущими прежней кредит­ной системе.

Однако это не означает, что следует отказаться от столь мощного средства экономического воздействия на экономику, каким является кредит. Кредитные ры­чаги дают возможность не только сочетать инноваци­онное развитие с интересами государствами, но и использовать возвратность средств как стимул для повы­шения эффективности производства и качества про­дукции. Льготный кредит для решения проблем созда­ния новых образцов техники, прогрессивных видов тех­нологий заинтересовывает выполнять госзаказы по раз­работке и освоению в производстве результатов НИОКР. Кроме того, льготы могут применяться как инстру­мент улучшения качества продукции (работ, услуг), например, для достижения определенных потребитель­ских свойств продукции, создания качественно новых технологий, техники.

По мере преобразования финансово-кредитной сферы, создания четко действующей двухуровневой банковской системы, развития полноценной сети ком­мерческих банков станут возможными как эффектив­ное государственное регулирование кредитной деятель­ности через централизованное воздействие на форми­рование процентной ставки за кредит, так и демоно­полизация и конкуренция в области предоставления средств. В настоящее время долгосрочные кредиты, призванные служить совершенствованию материаль­но-технической базы, составляют незначительную долю в их общем объеме. Повышается процент за них, что имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С точки зрения стабилизации денежного обращения данный процесс позитивен, но возможно­сти усиления инвестиционной активности в экономи­ке сокращаются, особенно после финансового кризи­са 1998 года.

 

4.3.2.2. Налоговая система

Мощный рычаг государственного регулирования рыночной экономики, повышения эффективности производства — гибкая налоговая система, предусмат­ривающая системный подход к взаимодействию и раз­витию различных сфер деятельности, например инве­стиционной и инновационной. Так, если предприятие осуществляет прогрессивные технико-технологические и организационно-экономические мероприятия (об­новление производственной базы на основе новой тех­ники, внедрение наукоемких производственных техно­логий, расширение выпуска продукции, пользующей­ся повышенным спросом, увеличение экспортных по­ставок и т.д.), то налоговая ставка должна снижаться в соответствии с предусмотренной в законодательных актах шкалой, и наоборот.

Известно, что инновационный процесс требует повышенных затрат, особенно на этапе подготовки и освоения производства. Поэтому он сопровождается, с одной стороны риском вложения средств в разра­ботку и освоение изделия, а с другой—дополнитель­ными расходами. Вот почему понятны стремления кол­лективов, участвующих в создании новой техники, уменьшить налоговую нагрузку.

Используя опыт зарубежных стран, Министерство промышленности Швеции разработало модель, позво­ляющую оптимизировать размер налогообложения прибыли. Расчеты показывают, что при налоге по ставке в пределах 25%-50% склонность товаропроизводителей к инновациям резко снижается, а после 50% они во­обще не участвуют в инновационном процессе. Несмот­ря на относительный характер данных, полученных с помощью этой модели (с учетом условий воспроиз­водства), есть основания считать, что в системе нало­гообложения предпринимательская инициатива рос­сийских предприятий близка к нулю, а экспортная де­ятельность убыточна.

Развитие промышленности требует совершенство­вания протекционистских мер. Вопрос этот настолько серьезен, что для отдельных отраслей с его решением связано будущее. Имеется в виду утрата не только на­учного и производственного потенциала, но и эконо­мической независимости страны. Налоговая система на импортную технику недостаточно развита. Вместе с тем в мире существуют проверенные прак­тикой методы управления поступлением на рынок импортной продукции. Наиболее приемлемый — нало­гообложение всех ввозимых товаров. Такой подход на­правлен на ускорение развития отечественного произ­водства и инновационных процессов, а также на опти­мизацию использования зарубежных достижений в об­ласти науки и техники. В современной западной экономике вес корпора­ции облагаются налогом в принципе одинаково. Но с учетом необходимости стимулирования той или иной деятельности применяются многочисленные льготы, скидки и т.д.

Льготы важно увязать, прежде всего, с ускорением НТП. Налог должен ощутимо уменьшаться в зависи­мости от объема затрат на разработку и освоение но­вой высокоэффективной продукции, по меньшей мере соответствующей по своему технико-экономическому уровню лучшим мировым образцам. В действующем налоговом законодательстве имеются льготы, связан­ные с проведением научных исследований, разработ­кой и освоением новых прогрессивных технологий, техники, продукции. Однако следовало бы вообще ис­ключать ассигнования на НИОКР при исчислении сумм, облагаемых налогом. Это же касается оборудо­вания, передаваемого вузам на исследовательские цели. Целесообразно активнее вводить налоговый кредит, при использовании которого общая налоговая база изме­няется в зависимости от годового приращения расхо­дов на НИОКР.

Российским законодательством предусмотрено ос­вобождение от уплаты налогов с той части средств предприятий, которые направляются на развитие, рас­ширение производства, на освоение нововведений. Малые и совместные с зарубежными партнерами предприятия имеют различного рода налоговые льго­ты, отдельные из которых за рубежом используются крайне редко.

 

4.3.2.3. Амортизационная система

Важный регулятор инвестиционной и инновацион­ной активности — амортизационная система. Оптималь­ные сроки службы средств труда любого назначения складываются под воздействием многих факторов: ка­чества изготовления, технического обслуживания, эксплуатации, уровня использования и т.д. Учесть со­вокупное их влияние, да еще на весь период действия норм амортизации, невозможно. Поэтому период амор­тизации не может служить критерием для определения времени замены оборудования. Ориентация на норма­тивные сроки эксплуатации, установленные в 1975г., в частности, приводила нередко к преждевременному списанию тракторов, комбайнов, другой техники и способствовала чрезмерному растягиванию периода службы машин и оборудования в перерабатывающей промышленности АПК.

Действующая амортизационная система требует существенного совершенствования. Повышение норм амортизации и увеличение сумм отчислений расширя­ет финансовые возможности предприятий и повышает их инвестиционную активность. В настоящее время учетная функция амортизационной системы превали­рует над ее стимулирующей ролью. Последний пере­смотр норм амортизации в 1991 г. мало что изменил в существующем положении. Правда, появилась возмож­ность отчисления средств только за нормативный срок службы и разрешено предприятиям применять мето­ды ускоренной амортизации. Нормы отчислений на пол­ное восстановление фондов возросли крайне незначи­тельно (по расчетам экспертов-экономистов, по ак­тивной части фондов — в среднем всего на 18%). Если учесть темпы инфляции в инвестиционной сфере, то повышение амортизационных отчислений не сможет элиминировать даже роста цен. После увеличения амор­тизационных норм они остаются в 1,5 раза ниже, чем в промышленно развитых странах. Низкие нормы амор­тизации, особенно в отраслях перерабатывающей про­мышленности, удлиняют цикл обновления производ­ства, практически не учитывают морального износа. Не преодолен высокий уровень дифференциации норм амортизации.

Усиление стимулирующей функции ускорит внедре­ние технологических новшеств. Нужны либерализация амортизационной политики, отказ от чрезмерной де­тализации видов оборудования при расчете отчисле­ний. Для этого требуется перейти к крупным класси­фикационным группам, для которых устанавливаются единые внеотраслевые нормативные сроки службы ОПФ. Первым шагом может стать уменьшение числа норм амортизации. Затем следует полностью или час­тично отказаться от их отраслевой дифференциации. Чтобы ускорить обновление морально и физически устаревшего производственного аппарата, необходи­мо повысить гибкость амортизационной системы и усо­вершенствовать ее нормативную базу, в частности для отраслей, определяющих НТП.

 

4.4. Задачи и перспективы инновационной политики государства

Государство призвано формировать цели и принципы инновационной по­литики и собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, явля­ются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обес­печение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ. Одновременно государство разрабатывает и принципы, на основании которых будет проводиться политика в науке и инновационной сфере, а также механизм реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

Основными задачами инновационной политики являются: выделение ее приори­тетов, разработка механизмов их реализации; активизация развития инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичного использования в этих целях про­изводственных площадей и ресурсов; ускорение принятия закона об инновационной деятельности; принятие мер по развитию финансовой системы для привлечения в инновационную область внебюджетных источников финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитие венчурных и страховых механизмов и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.