Рефераты. Инфляция в России

1995

131,3

1996

21.9

1997

11.0

1998

84,4

1999

36,5

2000

20,0*

2001

12,0*

2002

8,50*

* Прогноз.

Источники: World Development Report 1997, From Plan to Market. Published for the  World bank by  Oxford  University Press.  Госкомстат России за соответствующие годы.

 

Одной из причин ориентации антиинфляционной политики на сжатие денежного спроса стало возведе­ние в ранг официальной догмы монетаристской кон­цепции инфляции, которая концентрирует внимание на изменениях денежной массы в обращении как оп­ределяющей функции цен, доходов и занятости. В ито­ге антиинфляционная политика России определялась в основном характеристиками денежной массы без учета немонетарных факторов инфляции.

Как свидетельствует мировой опыт, лекарство от инфляции не может ограничиваться мерами воздей­ствия лишь на ее монетарные факторы путем ограни­чения денежной эмиссии и предложения денег. Монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учи­тывают ее многофакторность и подрывают основы национальной экономики России в условиях трудного перехода к рыночной модели хозяйствования. Для сдерживания инфляции требуется комплексная антиинфляционная политика.

Целью антиинфляционной политики в России дол­жно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема на­ционального производства и обеспечения экономичес­кой безопасности страны и народа. Небольшая инфля­ция увеличивает платежеспособный спрос и тем са­мым стимулирует экономический рост. Страны с ци­вилизованной экономикой научились регулировать инфляционный рост цен. Характерно, что к числу же­стких критериев вступления стран Евросоюза в зону евро относится, в частности, согласованный низкий уровень инфляции и предоставление центральному банку статуса независимости от правительства, по­скольку он несет ответственность прежде всего за со­стояние национальной валюты.

Независимо от того, в какой сфере зарождается инфляция, возникает цепная реакция и обратная связь, так как производство, распределение, обмен, потреб­ление взаимосвязаны. Будучи следствием экономичес­кого спада и расбалансированности экономики, инф­ляция, в свою очередь, усугубляет диспропорции вос­производства и дезорганизует хозяйственные связи. Неравномерный рост цен по товарным группам по­рождает неравенство норм прибылей, ставок заработ­ной платы, стимулирует отток средств и кадров из од­ного сектора экономики в другой (в России из про­мышленности и сельского хозяйства и торговлю и фи­нансово-банковский сектор). Инфляция обесценивает денежные накопления предприятий, населения и ос­лабляет заинтересованность в результате хозяйствен­ной деятельности. Стимулирует развитие "теневой" экономики и антисоциальных явлении.

Регулирование инфляции в стратегии подъема на­циональной экономики включает помимо общеэконо­мических мер и завершения начатых реформ н целях формирования рыночных отношений целевую ориен­тацию экономической политики на стабилизацию, а затем подъем национального производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.

Первоочередной антиинфляционной мерой явля­ется оживление инвестиций, концентрация средств на приоритетных проектах.

Снижение инвестиций в основной капитал в 1997-98 гг., незначительный рост — в 1999 г. свидетельству­ют о неудовлетворенном инвестиционном спросе, недоступности финансовых и кредитных ресурсов для производственного сектора, низкой платежеспособно­сти предприятий. В рамках бюджета развития по состо­янию на начало 2000 г. профинансированы полностью 65, частично — 21, т.е. 86 инвестиционных проектов из 226 победителей конкурсного отбора в 1995-97 гг., или 38%. До сих пор не решена проблема государственных гарантий по 60% заемных средств. Из 100 проектов, по­ступивших на конкурс, только один признан победите­лем. Из 350 объектов, сооружаемых по инвестиционным проектам-победителям конкурсов 1995-97 гг., полностью введены в действие лишь 52, в том числе 11 — в 1999 г.

Что касается иностранных инвестиций, то Россия не может пока рассчитывать на их крупный приток. Следовательно, необходимо опираться прежде всего на собственные силы в стратегии экономического раз­вития, учитывая экономический потенциал России.

Ключевое место в антиинфляционной политике за­нимает оздоровление и реформа бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Финансо­во-экономический кризис 1998 г. высветил необходимость ускорения реформы бюджетной сферы. Решение бюджет­ных проблем за счет наращивания государственного внут­реннего и внешнего долга усилило зависимость россий­ской экономики от внешних факторов — конъюнктуры мировых рынков, состояния переговоров с междуна­родными финансовыми институтами.

Для сдерживания инфляции важно закрепить наметив­шиеся в 1999 г. позитивные сдвиги в бюджетной сфере — увеличение бюджетных доходов, повышения собираемо­сти налогов, ориентация расходов на возрождение рос­сийской экономики. Не использован такой резерв как со­кращение непроизводительных расходов на управление.

Положительным фактором стало уменьшение бюд­жетного дефицита. Он доведен до уровня (3,6% ВВП — в 1997 г.. 5,5% - в 1998 г., 1,4% - в 1999 г.) приемле­мого для Международного валютного фонда в каче­стве условия для предоставления России очередного транша кредита. Это достигнуто, в основном, за счет секвестировать расходов и увеличения доходов по линии МНС и ГТК. Бюджетный дефицит существует в большинстве стран, но там применяются методы его покрытия, не имеющие инфляционных последствий, Россия использовала все известные мировой практике источники финансирования бюджетною дефицит — налоги, займы, инфляцию.

Во-первых, налоговая политика ориентируется, в основном на фискальные цели в ущерб функции на­логов как регулятора развития экономики. Налоговая политика не должна парализовать бизнес и толкать сто в "теневую" экономику. Стратегия налоговой рефор­мы направлена на снижение налогового бремени. По­вышение собираемости налогов по многом зависит от эффективности введенного механизма ответственнос­ти налогоплательщиков.

Во-вторых, жизнь взаймы поставила Россию на грань банкротства: внутренний государственный долг достиг "50 млрд. руб. на 17 августа 1998 г., внешний, включая государственный и частный, — 212 млрд. дол. В резуль­тате новации ГКО-ОФЗ объем внутреннего государ­ственного долга России уменьшился почти на 30% до 550 млрд. руб. к 1 мая 1999 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.