Взаимосвязь уровня инфляции и эмиссионных кредитов Национального банка подтверждается корреляционно-регрессионным анализом, проведенным на основании данных таблицы 1., в результате которого получено следующее уравнение регрессии:
Y=121,207+2,26Х1,
R=0,64,
R2=0,41,
где Y- индекс потребительских цен,
X1-удельный вес кредитов Национального банка в ВВП.
Коэффициент корреляции (0,64) свидетельствует о тесной взаимосвязи между указанными показателями, а коэффициент детерминации показывает, что изменение индекса потребительских цен на 41% обусловлена изменением удельного веса эмиссионных кредитов Национального банка в ВВП.
С 1996 до 1999 года в Беларуси наметилась устойчивая тенденция снижения доли источников, полученных от органов денежно-кредитного регулирования, в финансировании дефицита бюджета в связи с развитием рынка государственных ценных бумаг: 45% — в 1996 году, 24% — в 1997, 11 % — в 1998 году. Произошло заметное снижение уровня инфляции в этот период. В 1996 году индекс потребительских цен составил 152,7% (против 809,3% в 1995), в 1998—163,8%, 1998-173%.
В 1999 году из-за неудовлетворительных результатов привлечения средств с рынка государственных ценных бумаг, в связи с нехваткой средств для кредитования сельского хозяйства и жилищного строительства Национальный банк произвел значительную кредитную эмиссию, в результате чего удельный вес источников, полученных от органов денежно-кредитного регулирования, в структуре финансирования дефицита возрос до 90%. Следствием этого стал резкий скачок индекса потребительских цен — до 393,7% по отношению к 1998 году.
В 2000 году удельный вес данного источника из-за сложностей в привлечении средств с рынка государственных ценных бумаг составил еще более значительную величину— 121%. Индекс потребительских цен в 2000 году сложился в размере 268,8%.
Таким образом, нельзя добиться снижения уровня инфляции при сохранении практики финансирования дефицита бюджета за счет кредитов Национального банка в условиях неполной собираемости налогов и поддержки убыточных производств. Если Национальный банк и правительство решаются на дополнительную денежную эмиссию, то эти средства должны направляться в перспективные отрасли экономики, а не для финансирования жилищного строительства и компенсации вкладов населения.
Наиболее приемлемым для Беларуси источником финансирования дефицита бюджета являются ценные государственные бумаги, так как в условиях низкого кредитного рейтинга республики возможности внешнего финансирования ограничены, а эмиссионное кредитование неизбежно порождает инфляцию. Впервые средства от размещения ценных бу-„ маг были привлечены в республиканский бюджет в 1994 году в размере 9,6 млрд. руб., однако это составило лишь 1,4% объема привлеченных средств для финансирования дефицита. В последующие годы удельный вес государственных ценных бумаг в финансировании дефицита увеличивался: 14,9% — в 1995 году, 35,9% —в 1996, 54,3% — в 1997, 87,9%— в 1998 году, что является свидетельством оптимизации источников покрытия несбалансированности бюджета. Однако в 1999 году доля государственных ценных бумаг в финансировании дефицита снизилась до 39,8%, в следующем — до 34,3% из-за низкого спроса и недостаточной ликвидности основных инвесторов на рынке ценных бумаг рублевых ресурсов снижения привлекательности облигаций из-за отрицательных процентных ставок. Снижение ликвидности банковской системы обусловлено, в первую очередь, теми квазибюджетными операциями, которые вынуждены проводить банки. В частности, такого рода операции, связанные только с агропромышленным комплексом, в 2000 году составили 105 млрд. руб. и 114 млн. дол. США. К тому же в законе о бюджете предусматривается прямое финансирование Нацбанком дефицита бюджета под нулевые процентные ставки, что делает эмиссионные кредиты более привлекательным для правительства источником финансирования дефицита по сравнению с государственными ценными бумагами, так как по последним нужно платить проценты по рыночной ставке.
В то же время, несмотря на то что долговое финансирование дефицита является антиинфляционной альтернативой монетизации дефицита (за исключением случаев покупки ценных бумаг непосредственно Национальным банком), оно приводит к росту государственного внутреннего долга. Дефицит бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга называется первичным дефицитом, а его наличие является фактором увеличения и основной суммы долга, и расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию государственной задолженности.
В Беларуси первичный дефицит (табл. 2) за все годы, кроме 2000-го, составлял положительную величину, что приводило к увеличению государственного долга.
С 1995 года спред между удельным весом общего дефицита в ВВП и первичного дефицита в ВВП (рис. 1) стал возрастать из-за увеличения доли стоимости обслуживания государственного долга в расходах бюджета. Однако по итогам 2000 года бюджет за исключением процентных выплат имел положительное сальдо в размере 0,3% ВВП. Если такая тенденция не изменится и в последующие годы, то, возможно, ситуация с государственным внутренним долгом в нашей стране стабилизируется.
Рис. 1 Динамика общего и первичного дефицита республиканского бюджета, % к ВВП
годы
Расходы по обслуживанию гос. долга,
% к ВВП
Общий дефицит,
Первичный дефицит,
1992
0,6
1,9
1,3
1993
5,5
5,0
1994
0,2
3,5
3,2
1995
2,8
2,6
1996
0,5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13