Почему банки могли пойти на переговоры относительно снижения долга той или иной стране? Основной аргумент заключался в следующем: у банка не оставалось другого выхода, кроме признания того факта, что долги, имеющие колоссальную величину, никогда не смогут быть оплачены в полном объеме. Пытаясь полностью возместить долги, банки могли так дестабилизировать обстановку в стране-должнике, что, в конце концов, сумма полученных выплат оказалась бы меньше той суммы, которую можно было бы получить путем снижения долга в ходе переговоров.
Реализация плана Брэди сдерживалась из-за так называемой проблемы "зайцев". Даже если банки в целом соглашались на сокращение долга, каждый банк в отдельности был заинтересован в минимизации своих потерь. Таким образом, каждый банк надеялся, что другой банк простит бóльшую долю долга, так что самому ему этого делать не придется. Другими словами, каждый банк пытался "проехать бесплатно" за счет других банков. Пока существует проблема "зайцев", объем сокращения долгов по плану Брэди будет слишком малым и запоздавшим для того, чтобы разрешить долговой кризис во многих странах мира.
Однако снижение долгового бремени еще недостаточно для возобновления экономического роста страны-должника. Наряду с этим необходимы большие усилия по перестройке экономике. Такие меры объединяют в две большие группы: реформы государственного сектора и либерализация рынков. Реформа госсектора нацелена на уменьшение степени вмешательства государства в экономику, обычно она включает программу широкой приватизации государственных предприятий. Либерализация означает в основном достижение открытости экономики в торговле с остальным миром, что позволяет улучшить состояние платежного баланса.
Развал СССР, потеря экономических связей между бывшими союзными республиками создали значительные финансовые трудности, в том числе и в нашей стране. В результате, начиная с 1992 года, республиканский и консолидированный бюджеты исполняются с дефицитом.
Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В этой связи встает вопрос об источниках финансирования бюджетного дефицита.
По результатам проведенного корреяционно-регрессионного анализа (на основании данных таблицы 1) установлена взаимосвязь между размером дефицита и уровнем инфляции. Уравнение регрессии имеет вид:
Y=108,4+1,8Х,
R=0,73,
R2=0,53,
где Y-индекс потребительских цен,
Х- удельный вес дефицита республиканского бюджета в ВВП,
R-коэффициент корреляции,
R2-коэффициент детерминации.
Коэффициент регрессии (0,73) показывает довольно тесную взаимосвязь между исследуемыми показателями, а коэффициент детерминации (0,53) говорит о том, что 53% изменений уровня инфляции обусловлено изменением размера бюджетного дефицита.
Таблица 1
Индекс потребительских цен, дефицит республиканского бюджета
(% к ВВП), удельный вес кредитов Нацбанка в ВВП (%)
Год
Индекс потребительских
цен, (Y)
Дефицит республиканского
бюджета, % к ВВП (X)
Удельный вес всех кредитов Нацбанка В ВВП (Х1)
1990
104,7
0
1991
194,1
1992
1070,8
2,3
1993
1290,2
4,0
1,6
1994
2321
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13