Рефераты. Государственный долг

Или иначе - рост частных сбережений будет равен по величине снижению государственных сбережений, которое явилось следствием уменьшения налоговых поступлений. Объем сбережений в рамках национальной экономики остается в целом неизменным, изменяется лишь их структура

(доля частных и государственных сбережений в общем объеме национальных сбережений). Поэтому в данном контексте снижение налогов не приведет к последствиям, описываемым традиционной точкой зрения. Изложенные рассуждения означают, что финансирование государственных закупок за счет государственного долга равнозначно их финансированию за счет налогов.

Узбекистан не стремится, как некоторые из стран СНГ, к наращиванию потока привлекаемых кредитов, предпочитая им прямые иностранные инвестиции.

Однако на этапе кардинальных социально-экономических и политических преобразований в кредитной поддержке нуждается практически любое государство. В этом ракурсе не является исключением и наша республика.

Первый заем Всемирного банка Узбекистану, выделенный на "Институциальное развитие и техническую помощь" в размере 21 млн.долларов был одобрен в 1993 финансовом году. Этот заем предназначался для финансирования разработки структурных направлений и программ, охватывающих в числе прочего реформы в области приватизации и государственного сектора, правовой и регулирующей базы, развития финансового сектора, социальной защиты, развития энергетики и телекоммуникаций.

В 1995 году было одобрено два займа. Один из них - "Реабилитационный заем" в размере 160 млн.долларов предоставлялся на финансирование наиболее важных статей импорта с целью укрепления зарождавшегося в республике рынка иностранной валюты и расширения доступа частного сектора к свободно конвертируемой валюте (СКВ). Другой - заем на 66 млн.долларов - на финансирование "Проекта модернизации хлопководства", который после значительных задержек все еще находится в процессе реализации. Основные цели этого проекта: оказание содействия в повышении качества, сортности, а значит, и стоимости узбекского хлопка на мировом рынке.

В 1998 году было одобрено три займа на общую сумму 127 млн.долларов. Первый - "Проект водоснабжения, санитарии и здоровья" на сумму 75 млн.долларов, софинансируемый наряду со Всемирным банком Кувейтским фондом социального и экономического  развития (15,7 млн.долларов) и немецким банком КФВ (6 млн.долларов). Проектом предполагается финансирование комплекса мер по обеспечению безопасной питьевой водой, улучшению санитарных условий и соответствующего образования в области здравоохранения для населения Каракалпакстана и Хорезмской области - региона с неблагоприятной экологической обстановкой

из-за аральского кризиса. Второй заем в размере 24 млн.долларов предназначен для финансирования "Проекта усовершенствования санитарной очистки г.Ташкента", в котором есть и доля финансового участия Европейского банка реконструкции и развития (19 млн.долларов). В этом проекте речь идет о модернизации и реабилитации существующей в городе системы санитарной очистки, постепенном реформировании управления и финансовой системы соответствующих муниципальных предприятий и учреждений. Третий заем в размере 28 млн.долларов направлен на финансирование "Проекта институционального развития предприятий". При этом подразумевается поддержка реализации индивидуальной приватизации

(о которой уже говорилось выше), финансирование реструктуризации уже приватизированных предприятий, а также усиление эффективности и расширение общественного участия капитала Узбекистана в зарождающихся рынках, включая разработку и совершенствование законодательства по защите прав акционеров.

В 1999 году к общему портфелю инвестиций Всемирного банка по Узбекистану были добавлены два займа. Один из них - проект "Здоровье", на который банком выделяется 30 млн.долларов, направлен на улучшение качества и эффективности услуг первичного звена здравоохранения, особенно в сельской местности; на укрепление общего руководства и финансирование услуг, предоставляемых в первичном звене здравоохранения; на создание нового кадрового потенциала в медицине путем краткосрочного обучения. Второй заем в размере 25 млн.долларов нацелен на поддержку проекта "Институционного развития финансового сектора"

и подразумевает при этом: совершенствование системы корпоративного управления в отдельных коммерческих банках с целью их подготовки к среднесрочному процессу приватизации; усиление конкуренции среди коммерческих банков; улучшение регулирования счетов; усиление регулирующей и контрольной функции Центрального банка Республики Узбекистан.

Таким образом, на 30 июня 1999 года обязательства Всемирного банка по отношению к Узбекистану (с нарастающим итогом за вычетом отмененных обязательств) составили 429 млн.долларов, из которых фактические выплаты, осуществленные банком, составляют 211 млн.долларов.

Нынешняя трехлетняя стратегия (1999-2001 годы) в отношении к Узбекистану предполагает умеренную программу финансового, институционального и технического содействия, а также предоставление консультаций с целью поддержания реализации правительственной стратегии поэтапного реформирования. В период с 2000 по 2001 год включительно Всемирный банк предполагает выделить Узбекистану займы на реформирование сельского хозяйства, социальную трансформацию, развитие городского транспорта, муниципального водоснабжения и санитарию, реабилитацию систем ирригации и дренажа, поддержку программ микрокредитования малого и среднего бизнеса. На данном этапе известно, что речь идет о  шести кредитных проектах по указанным направлениям, общая стоимость которых составит примерно 285 млн.долларов США. Эти проекты будут реализованы на пилотной (экспериментальной) основе. И если они окажутся эффективными и перспективными, то впредь такие проекты будут  внедряться не по отдельным городам и регионам, а в масштабах всей республики.

Государственный внутренний долг в Узбекистане имеет  свою специфику. Он образовался за ряд лет за счет следующих источников:

            1) государственные займы денег у населения. Государственный долг  и дефицит бюджета в Узбекистане существовали все время после Великой Отечественной войны;

2) привлечение сбережений населения в сберкассах для погашения бюджетного дефицита. Цели и условия расходования (и возврата) средств, полученных бюджетом за счет населения, не оговаривались;

3) заимствования из резервных фондов Госстраха. Отсюда средства  брали без обоснования и отчетности;

4) задолженность государства банку по разницам в уровне закупочных цен на сельскохозяйственное сырье;

5) списание бесперспективной задолженности сельскохозяйственных предприятий банку. В 80-х годах ХХ в. государство взяло на себя долги колхозов и совхозов, взяло их у банков, увеличив свой государственный долг;

6) прямое кредитование банком бюджетного деицита. Государство постоянно осуществляло эмиссию денег, тем самым оно наносило двойной вред экономике: увеличивались государственный долг и масса денег в обращении;

7) выпуск ценных бумаг, предназначенных для покупки предприятиями. Государство хотело создать рынок ценных бумаг. Попытка эта не удалась как по отношению к предприятиям, так и по отношению к населению (выпуск казначейских обязательств).     Финансовый рынок нельзя ввести никакими постановлениями. В результате вновь возрос государственный долг.

Погашение государственного долга и процентов по нему осушествляется путем выпуска государственных ценных бумаг за счет средств федерального бюджета. Основная часть бюджетных ресурсов формируется преимущественно за счет прямых и косвенных налогов с населения. Поэтому, в конечном счете, на плечи налогоплательщиков перекладывается и тяжесть государственного долга.

В соответствии с данными международных  экономических организаций  Узбекистан имеет один  из наиболее низких уровней  внешней задолженности (18% к ВВП в 1997г. по сравнению с

56% в Кыргызстане и 20,4% в Казахстане).  Это свидетельствует о том, что выбранная Узбекистаном стратегия макроэкономического регулирования позволила избежать как масштабного спада производства и обнищания населения, так и роста внутреннего и внешнего долга.

Используемая литература:

1. Н. Грегори Мэнкью "Макроэкономика"- издательство Московского    Университета ,1994г.

2. "Экономическая теория" под ред. В.Д.Камаева - Москва 1999г.

3. А.Ф.Шишкин "Экономическая теория" 1т. - Москва 1996г.

4. Журнал "Экономическое обозрение" N 1/2000г.

5. Газета "Бизнес-Вестник Узбекистана" N 18/2000г.

 

 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.