Рефераты. Государственный долг

Государственный долг

Тема:"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ"

1.Традиционная точка зрения на государственный долг.

2.Рикардианская точка зрения на  государственный долг.

3.Государственный долг Республики Узбекистан.

Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Государственный долг - это сумма задолженности государства по кредитным операциям. В зависимости от рынка размещения, валюты, в которой выпущены и размещены займы, государственный долг может быть внутренним и внешним. В зависимости от срока погашения он может быть капитальным и текущим.

Государственный долг возник прежде всего вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги.

Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.

Понятие государственного долга имеет отношение к дефициту только федерального бюджета, которым распоряжается правительство. К местным бюджетам он отношения не имеет, сальдо которых может быть положительным, а федеральный бюджет в это время может иметь дефицит.

Утверждения о том, что большой внутренний государственный долг может вызвать банкротство правительства, являются неверными. Например, в 1988 г. в США внутренний государственный долг составил 2600,0 млрд. долл, или 53% от валового национального продукта. Отсюда нельзя сделать вывод, что экономика США не обеспечивает высокий жизненный уровень американцам и находится на грани экономического краха.

Правительство может легко справиться с этим долгом, поскольку долг можно лишь рефинансировать, а не погашать, т.е. правительство может продать новые облигации и использовать выручку для выплаты сумм погашаемых (прежних) облигаций. К тому же правительство (через законодательные органы) имеет право установить налоги (новые или более высокие) и осуществлять эмиссию денег. Все это также представляет резервы для погашения долга.

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг - наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Внешний государственный долг складывается из различных частей: из займов у иностранных государств, из отрицательного сальдо от оборота внешней торговли.

Внутренний долг - это долг государства своему населению.  Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом её внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни,последствия которых могут быть значительными. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Государственный долг тесно связан с бюджетным дефицитом, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа

величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование национальной экономики? Обычно в государственном долге видятся две опасности: банкротство нации и опасность переложения налогового бремени на будущие поколения.

            По поводу первой "опасности" можно отметить следующее: никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования; взимания новых налогов (с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых денег.

Что касается второй "опасности", то специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе. В большинстве случаев - внутренний долг это только отношения между гражданами страны.Он является одновременно и государственным кредитом.  

В современной экономической науке существуют две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий.

Большинство экономистов считают, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы, а именно - рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т.д., а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берет займ на рынке капиталов для  рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал.Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

В-шестых, можно отметить и чисто психологический эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государственный долг называется традиционной и является, в общем-то, господствующей.

Но есть и другая точка зрения - точка зрения "рикардианской школы", в соответствии с которой бюджетный дефицит и государственный  долг могут и не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д.

"Нейтральность" бюджетного дефицита и государственного долга  является следствием того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может и не повлиять на рост расходов потребителей.

 Это утверждение вытекает из теории поведения потребителей, в  соответствии с которой потребители при выборе линии поведения учитывают не только текущий интерес, но и интерес будущего, т.е. будущий доход.

Снижение налогов при неизменных государственных расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что  в будущем для его покрытия необходимо будет увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспределяются во времени.

Ожидания налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняшнее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защитная мера по поддержанию в будущем "привычного" уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумаги, предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.