Рефераты. Глобальные проблемы мировой экономики на рубеже XX – XXI веков

Нефтяное загрязнение прежде всего отрицательно сказывает­ся на состоянии морской и воздушной среды, так как нефтяная  пленка ограничивает газо-, тепло- и влагообмен между ними. По некоторым оценкам, ежегодно в Мировой океан попадает около 3,5 млн т нефти и нефтепродуктов.

Большую тревогу вызывает загрязнение атмосферы пылевид­ными и газообразными отходами, выбросы которых непосредст­венно связаны со сгоранием минерального топлива и биомассы,а также с горными, строительными и другими земляными рабо­тами. Главными загрязнителями обычно считают твердые части­цы, диоксид серы, окислы азота и оксид углерода. Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается около 60 млн т твердых частиц, которые способствуют образованию смога и понижают прозрачность атмосферы. Диоксид серы (100 млн т) и оксиды азота (около 70 млн т) являются основными источниками образования кис­лотных дождей. Большое воздействие на состав атмосферы ока­зывают выбросы оксида углерода (175 млн т). Почти 2/3 всех ми­ровых выбросов этих четырех загрязнителей приходится на эко­номически развитые страны Запада (на долю США — 120 млн т).

Деградация экологической системы связана также с поступ­лением в природу химических веществ, созданных в процессе про­изводства. По некоторым подсчетам, в наши дни в отравлении окружающей среды участвуют около 100 тыс. химических веществ. Основная доза загрязнений приходится на 1,5 тыс. из них. Это химикаты, пестициды, кормовые добавки, косметические, лекар­ственные и другие препараты. Они могут быть твердыми, жидки­ми и газообразными и загрязнять атмосферу, гидросферу и лито­сферу.

Проблемой является уменьшение озонового слоя. Было подсчитано, что за последние 20—25 лет в связи с ростом выброса фреонов защитный слой атмосферы уменьшился на 2—5%. Согласно расчетам, уменьшение озонового слоя на 1% приводит к усилению ультрафиолетового излучения на. 2%.  В Северном полушарии содержание озона в атмосфере, уменьшилось уже на 3%. Особую подверженность Северного по­лушария воздействию фреонов можно объяснить следующим: 31 % фреонов производят в США, 30% — в Западной Европе, 12% — в Японии, 10% —в СНГ.

Одно из главных последствий экологического кризиса на планете — оскудение ее генофонда, уменьшение биологического раз­нообразия на Земле, которое оценивается в 10—20 млн видов, в том числе на территории бывшего СССР — 10—12% от общего количества. Урон в данной сфере уже достаточно ощутим. Это про­исходит из-за разрушения среды обитания растений и животных, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, за­грязнения окружающей среды. По подсчетам американских уче­ных, за последние 200 лет на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных. Во второй половине XX в. процесс сокра­щения генофонда резко ускорился.

Все эти факты свидетельствуют о деградации глобальной экологической системы и нарастании глобального экологического кризиса. Социальные последствия их уже проявляются в недо­статке продовольствия, росте заболеваемости, расширении экологических миграций.

6. Демографическая проблема

Численность населения мира на протяжении всей истории че­ловечества неуклонно возрастает. Многие века она прирастала чрезвычайно медленно (к началу нашей эры — 256 млн человек, к 1000 г. — 280 млн человек, к 1500 г. — 427 млн человек). В XX в. темпы прироста населения резко ускорились. Если своего пер­вого миллиарда население мира достигло примерно в 1820 г., то уже второго миллиарда оно достигает через 107 лет (в 1927 г.), третьего — 32 года спустя (в 1959 г.), четвертого — через 15 лет (в 1974 г.), пятого — по прошествии уже всего 13 лет (в 1987 г.) и шестого — через 12 лет (в 1999 г.). К сегодняшнему дню население планеты составляет 6,5 млрд.

Среднегодовые темпы прироста мирового населения посте­пенно замедляются. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к про­стому воспроизводству населения, для которого характерен не­значительной прирост или относительно небольшая естественная убыль населения. Одновременно существенно уменьшился есте­ственный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако замедление темпов практически не означает смяг­чения остроты мировой демографической ситуации в первые де­сятилетия XXI в., так как отмеченное снижение темпов оказыва­ется пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсо­лютный прирост.

Особая острота глобальной демографической проблемы про­истекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. Ареной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени —  Южной Азии.

Демографический взрыв в развивающихся странах

Современный демографический взрыв начался в 50-60-х гг. и, по мнению ряда ученых, будет продолжаться, по крайней мере, до конца первой четверти XXI в. Главной его причиной является то, что на современном этапе в развивающихся странах сложился своеобразный переходный тип воспроизводства населения, при котором снижение смертности не сопровождается соответствую­щим сокращением рождаемости. Смертность в среднем по раз­вивающимся странам снизилась. Темпы снижения смертности оказались беспреце­дентными в мировой истории (всего лишь за 20—30 лет, иногда даже за 15 лет). Это произошло в решающей степени в результате активных мероприятий по борьбе с эпидемиями, использования принципиально новых медицинских препаратов, улучшения общих санитарно-гигиенических условий жизни населения. В то же время рождаемость в развивающихся странах в целом остается еще достаточно высокой.

Главное последствие быстрого роста населения заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за эко­номическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

Демографический взрыв привел к усиливающейся концен­трации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в пять-шесть раз бы­стрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ре­сурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.

В связи с этим одним из важнейших аспектов глобальной де­мографической проблемы в современных условиях является обес­печение занятости и эффективного использования трудовых ре­сурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в со­временных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

Пути выхода из демографического кризиса в развивающихся странах

Основные демографические показатели — рождаемость, смерт­ность, естественный прирост (убыль) — зависят от уровня разви­тия общества (экономического, социального, культурного и т.д.). Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения (2,2% по сравнению с 0,8% в развитых и постсоциалистических странах). В то же время в развивающихся странах, как и прежде в развитых, усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов де­мографического поведения при относительном снижении роли ес­тественно-биологических факторов. Поэтому в странах, достиг­ших более высокого уровня развития (Юго-Восточной и Восточ­ной Азии, Латинской Америки), проявляется довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости (18% —в Восточной Азии против 29% — в Южной Азии и 44% — в Тропической Африке.). В то же время по уровню смертности развиваю­щиеся страны мало отличаются от развитых (соответственно 9 и 10%). Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

7. Проблема устойчивого развития

Большое влияние на формирование концепций развития с учетом экологических ограничений оказал доклад «Наше общее будущее», выполненый по заданию ООН Международной комис­сией по окружающей среде и развитию под председательством Г.Х. Брундтланд (1987 г.). Целью доклада являлась подготовка гло­бальной программы изменений в мировом развитии. В нем были предложены долгосрочные сратегии в области охраны окружаю­щей среды, которые смогли бы обеспечить устойчивое развитие мировой экономики на длительный период, а также рассмотрены средства и способы, используя которые, мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы использования природ­ных ресурсов. Выводы и рекомендации комиссии получили по­ложительную оценку Генеральной Ассамблеи ООН. К числу са­мых значимых следует отнести документы конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., в частности программу «Повестка дня на XXI век», которая представляет собой глобальную программу экономичес­кого и социального развития человечества на будущий век.

Все развитые государства мира выразили свое стремление сле­довать по направлению к устойчивому развитию, и практически все концептуальные официальные государственные и международные документы последних лет в качестве базовой идеологии используют понятие устойчивого развития.

Центральное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий прини­маемых сегодня экономических решений. Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу (указанный подход основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства)

1.Относительно возобновимых природных ресурсов (земля,
лес и т.д.) — их количество или возможность увеличивать биомассу, по крайней мере, не должны уменьшаться в течение некото­рого времени, т.е. должно существовать хотя бы их простое вос­производство.

2.     Относительно невозбновимых природных ресурсов (полезные ископаемые) — необходимо максимально возможное замед­ление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены в бу­дущем на другие неограниченные или возобновимые виды ресур­сов (частичная замена нефти, газа, угля на альтернативные ис­точники энергии — солнечную, ветровую, геотермальную, прили­вов и отливов, биомассы).

3.     Относительно отходов — должна быть предусмотрена воз­можность минимизации их количества на основе внедрения мало­
отходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.

4.     Загрязнение окружающей среды, как суммарное, так и по
видам, в перспективе не должно превышать его современного
Уровня. Необходимо предусмотреть возможность минимизации
загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня.

В завершение следует сказать несколько слов о путях дости­жения устойчивого развития. Обобщая самые разные точки зре­ния по этому вопросу, можно объединить их в два основных под­хода.

Первый подход — это стратегия «тотальной очистки», которая связывает устойчивое развитие человечества с экологически чис­той энергетикой, безотходными технологиями, замкнутыми цик­лами производства. Данный подход исходит из того, что измене­ния в окружающей среде и деградация экологических систем яв­ляются следствием неправильного ведения хозяйства и могут быть устранены путем такой его перестройки, которая не будет угнетать окружающую среду. Однако создание абсолютно замкнутого тех­нологического цикла или невозможно, или слишком дорого. Поэ­тому внедрить в жизнь в полной мере концепцию устойчивого развития в соответствии с первым подходом не представляется возможным.

Второй подход — это стратегия ограниченного потребления. Она основывается на том, что человечество потребляет слишком много природных ресурсов, и именно это вызывает их истощение и деградацию окружающей природной среды.

Оба подхода исходят из того, что главным источником эколо­гических проблем служит слишком высокий уровень потребления природных благ.

8. Проблема развития человеческого потенциала

Развитие экономики любой страны и мировой экономики вцелом, особенно в современную эпоху, определяется ее челове­ческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное — их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации трудовой морали.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой — необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производствен­ных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Образование и проблема человеческого потенциала

Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыль­ность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здра­воохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капи­таловложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии — 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Меж­дународного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки — менее трех лет, в Восточной Африке — около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования — это ликвидация не­грамотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрос­лого населения.

Заключение

По мере изменения взаимосвязей человека с окружающим его миром могут возникать и уже возникают новые глобальные проблемы. К таковым следует отнести проблему изучения и ос­воения Мирового океана, проблему освоения космического пространств, проблему хранения и обработки информации и другие.

Среди нарождающихся проблем глобального характера специ­алисты чаше всего упоминают изучение строения Земли и управ­ление погодой и климатом.

Однако человека на Земле окружает не только природная, но и социальная среда, порождающая свои специфические пробле­мы. Среди них, помимо упомянутой выше проблемы демилита­ризации, особую тревогу в последнее время вызывают растущие организованная транснациональная преступность, международ­ный терроризм, наркомания, незаконный оборот наркотиков и наркобизнес, нарушение гражданских прав человека.

Эти новые вызовы еще не получили официального статуса гло­бальных проблем, но от этого они не перестают быть серьезными и даже опасными для развития человечества.

 Глобальные проблемы имеют общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех стран и народов. При этом по ряду позиций они настолько обострены, находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление их решения грозит неминуемой гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей. Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения воедино прогрессивных сил и народов, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей.



















Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.