Рефераты. Глобальные экономические проблемы цивилизации

 

Россия занимает 57-е место среди стран мира по уровню развития человеческого потенциала - между Болгарией и Ливией. Об этом говорится в докладе, подготовленном Программой развития ООН. Россию опережают такие страны как Барбадос (29-е место), Коста-Рика (45-е место), Багамские острова и Куба - (51-е и 52-е места соответственно).
Эксперты ООН составили индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 177 странах мира. В основе рейтинга лежит анализ статистических данных по трем основным

направлениям развития человека - продолжительности жизни, уровню образования и доходам. В соответствие с оценками экспертов, в пятерку стран, возглавляющих список, входят Норвегия, Швеция, Австралия, Канада и Нидерланды.
США занимают восьмое место, Великобритания - 12-е, Франция - 16-е, Германия - 19-е место. По данным Программы развития ООН, все страны СНГ относятся к странам со средним уровнем развития человеческого потенциала. Ближе всего к России в этом рейтинге расположена Белоруссия - она занимает 62-е место, затем следуют Украина (70-е) и Казахстан (78-е). В конце списка, включающего наименее развитые страны, находятся в основном страны Африки - Гвинея Биссау, Бурунди, Мали, Буркина-Фасо и Нигер.

_____________________________________________________________________________

* Материал предоставлен официальным сайтом РФ «Министерством Финансов РФ» www.minfin.ru

 

 

 Самой слаборазвитой страной в мире, по мнению экспертов ООН, является Сьерра-Леоне*
         Однако, несмотря на предпринятые в ХХ в. беспрецедентные усилия на пути ликвидации неграмотности, до сих пор там не преодолен рост абсолютного числа неграмотных. Если в 1970 г. в мире их было 890 млн., то в 1990 г. – 950 млн. В то время как в развитых странах с неграмотностью практически покончено, в развивающихся, и прежде всего беднейших, не удается выделить необходимые средства для решения этой проблемы. В результате в странах с наиболее низким ВНП на душу населения неграмотность чрезвычайно высока и составляет до 80-88%. Эта ситуация во многом связана с высоким ростом численности населения. В результате получается, что сфера образования обусловливает неизбежное, притом постоянно возрастающее отставание развивающихся стран от  развитых, что принимает глобальный характер. Объемы ассигнований на образование в расчете на душу населения в них разнятся в 20-25 раз, причем существует тенденция увеличения этого разрыва.

            Расходы на душу населения в сфере образования:

                                        дол.США

Мир в целом                   188

Африка                              15

                                                                                Азия                                   58

Арабские государства    134

Северная Америка        1257

Латинская Америка          78

Европа                              451

Развитые страны             704

Развивающиеся страны    29

Для слаборазвитых стран это проблема «замкнутого круга»: без роста ВНП невозможен рост расходов на образование, без которого невозможен и рост ВНП.

            Проблемой для слаборазвитых стран остается «утечка мозгов», когда наиболее квалифицированные кадры стремятся найти работу за рубежом. Причиной является то, что подготовка кадров не всегда соответствует реальным возможностям их использования в конкретных социально-экономических условиях. Так как образование связано с определенной социально-культурной сферой, то его  проблемы вступают в сложнейшее взаимодействие со всеми проблемами человечества: экономическая отсталость, рост населения, безопасность проживания и т.д. Кроме того, образование само требует _____________________________________________________________________________*Газета «Правда» от 07.2004г. По материалам «РИА Новости»

постоянного совершенствования и реформирования. Во-первых, улучшение его качества, которое ухудшилось в связи с его быстрым развитием. Во-вторых, проблема его эффективности, которая  зависит от конкретных экономических условий. В-третьих, чтобы удовлетворить потребность в новых знаниях, необходимо постоянное образование взрослых, а значит, и разработка концепции непрерывного образования, которое  бы сопровождало человека на протяжении всей жизни. Вот почему во всем мире, особенно в развитых странах, стремительно растет объем услуг по повышению квалификации и уровня образования взрослых.[4,302]

         И наконец, общей для всего мира проблемой образования является необходимость его гуманизации, чтобы чисто технотронные идеи не превалировали над общечеловеческими. Образование  влияет не только на усвоение передовых технологий и принятие эффективных решений, но и на образ жизни, формирует систему ценностных ориентаций, как показывают история и опыт ряда стран, игнорирование этих обстоятельств ведет к резкому снижению действенности образовательной политики и даже к дестабилизации общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 Подведем некоторые итоги проделанной работы. Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые народами мира меры по решению глобальных проблем часто блокируются экономически и политически гонкой вооружений, региональными, политическими и военными конфликтами. Отдельные глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических условиях жизни народов мира.

         Глобальные проблемы должны решаться на путях развития сотрудничества между всеми государствами, образующими систему всемирного хозяйства. . Накануне третьего тысячелетия созидательное взаимодействие всех стран и народов во имя выживания и развития должно стать первоочередной задачей. Должно быть сформировано новое политическое мышление, сделан переворот в образе жизни и  сознании людей. В современном мире есть две реальные позиции на решение глобальных проблем. Первая из них – это позиция высокоразвитых государств. Она сводится к следующим моментам:

            а) решение глобальных проблем должно проходить в таких формах, которые не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечению из этого максимальной прибыли;

            б) решение проблем обеспечения ресурсами надо проводить за счет запасов сырья и энергоносителей других стран, поддерживая таким образом их одностороннее развитие как придатков аграрно-сырьевых комплексов для экономик развитых стран;

            в) решение продовольственной проблемы в развивающихся странах должно опираться на определенную помощь в таком объеме и формах, которые позволяли бы оказывать давление на их политические структуры;

            г) экологические проблемы должны решаться всем человечеством, включая и слаборазвитые страны (например, первый шаг к этому сделали страны, в которых произошла ратификация Киотского договора)           

Вторая позиция основывается на реалиях нового политического мышления, которое предусматривает направление технических и интеллектуальных возможностей человечества на решение проблем жизнеобеспечения. Единство земной природы требует общечеловеческого подхода к разумному использованию ее ресурсов, исключающему экологическую катастрофу. Главным условием для достижения этой цели является прекращение гонки вооружений, направление военных затрат в гражданское производство, на оздоровление природной среды в планетарном масштабе.            Все мы, ныне живущие на планете, обязаны по-новому осмыслить свою роль в системе «человек – общество – природа» и перспективы дальнейшего жизнеобеспечения.

Анализ глобальных проблем свидетельствует о том, что человечество подошло к черте, за которой мировой прогресс возможен лишь на основе нового политического мышления и объединения усилий и средств всех стран мира. Новое политическое мышление – это не только новый взгляд на существование народов и  государств. Это новый взгляд на само существование человечества и планеты Земля.

К сожалению, уровень соответствующих ис­следований в России, главным образом из-за не­оправданно скудного (даже для теперешней эко­номической ситуации) финансирования и плохой координации работ, неудовлетворителен, несмо­тря на еще имеющийся научный потенциал. Так, в деятельности IPCC участвовало несколько со­тен специалистов, из них всего около десятка рос­сийских. Особо следует отметить слабое внима­ние к рассмотренным проблемам отечественных экономистов, хотя в силу ряда очевидных геопо­литических и других факторов (зависимость от цен на углеводородное сырье и продовольствие, развитая атомная промышленность, большая и сравнительно слабо заселенная территория, на­личие мощных и густонаселенных соседних госу­дарств и т.п) исследования воздействия измене­ний климата на экономику России очень актуаль­ны. Причем в силу большого разнообразия климатических зон такие исследования должны быть проведены для многих регионов страны.

Так же, можно отметить, что для России реальная возможность остановить экономическую и социальную деградацию -  сделать свою экономику более эффективной. Если будет обеспечен высокий и стабильный экономический рост (как правило, 6-8% ежегодно), то для того чтобы достичь уровня жизни развитых европейский стран, потребуется 35-40 лет. Вместе с тем, если удается создать механизм продвижения наиболее талантливых людей из всех слоев общества в интеллектуальную и управленческую элиту, то экономическое развитие страны может быть ускорено.

 Так же высока проблема образования, ведь в России нелиберальный экономический курс и антисоциальные реформы привели к глубочайшей имущественной дифференциации населения, создали широкий слой лиц, стабильно живущих за чертой бедности, и устойчиво воспроизводимые сообщества «исключенных», находящихся в полурабском положении. В результате эти слои воспроизводят низовые предпосылки криминализации и без того криминальной сверху донизу жизни россиян. Все эти общественные слои (не менее 15-20% населения страны) не получают и не могут при существующих условиях получить достойного образования, что ведет к воспроизводству их трагического положения, дальнейшей изолированности от общества и образованию застойных гетто нищеты и необразованности. Это бесчеловечно, антисоциально, экономически разрушительно и очень опасно для социально-политической жизни. Кроме того, большинство «рядовых» россиян с их уровнем доходов в 5–10  тыс. рублей в месяц сегодня не могут обеспечить качественное образование для своих детей. Качественное образование ныне доступно только для «элиты», а отчуждение от качественного образования большинства не только безнравственно, но и экономически неэффективно в условиях перехода к «обществу знаний».

Альтернативой может быть коренное изменение не только образовательной, но и всей социальной политики властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Базылев Н.И.  «Экономическая теория», Мн. 1998 г.

2.Борисов Е.Ф. «Глобальная экономика», М. 1996 г.

3.Войтович А.Г. «Глобальные проблемы мира», М. 1999 г.

4.Воловин Е. «Глобализация экономики и ее влияние на национальные бюджеты. Проблемы теории и практики управления», 1999 г.

5.Загорулько В. «Экономические аспекты глобальных проблем. Основы экономической теории и практики», В. 1994 г.

6.Камаева В.Д. «Экономическая теория »М.1995г.

7.Клюня В.Л. Новикова И.В. «Экономическая теория»М.1997 г.

       8.К.Макконелл, С. Брю «Экономикс» т.2, М. 1992 г.

9.Мироненко С.Р. «Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции», Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» №6 1998 г.

10.Райзберг Б.А. «Курс экономики», М. 1997 г.

11.СелищевА.С. «Макроэкономика»,М.1996 г.

12.Соколинский В.М. «Глобальные проблемы экономики», М. 1998 г.

13.Ходов А.Т. «Основы государственной экономической политики»Мн.1997г.

14.Шанковец Р.Л., Газарян А.М. «Глобальные проблемы современности. Глобализация международных отношений»,  «Международные отношения», май, №6 М. 1999 г.

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.