Рефераты. Глобальные экономические проблемы цивилизации

Основная причина голода – региональные, социальные, экономические и другие виды неравенства, которые проявляются не только в распределении продовольствия, но и в доступе к средствам производства и занятости. Поэтому данная проблема, как считает большинство ученых, должна решаться не с помощью поставок продовольствия по низким ценам (эти попытки имели место последние 40 лет), а путем устранения основных факторов бедности. Одним из них является экономическая маржинализация наиболее слабых стран.[2,380]

Еще один важный фактор, определяющий решение проблемы, - это торговля  продовольствием. Известно, что Западная Европа и Северная Америка ведут борьбу за мировые рынки продовольственной продукции, за стабильность цен. Торговля продовольствием – объект борьбы между западноевропейскими и североамериканскими странами за рынки развивающихся стран, в том числе и бывших социалистических. Она осуществляется с помощью льгот по платежам и скидок на цены, увеличение экспортных

 субсидий. В результате цены на импортные продукты питания играют роль «потолочных»

для местных производителей и делают местное производство продовольствия нерентабельным.[8,425]

         Поэтому для решения данной проблемы предлагаются следующие меры:

·  восстановление традиционного крестьянского хозяйства, оптимально сложившегося в данной стране; 

_____________________________________________________________________________* ИТАР-ТАСС опубликовано 14 февраля 2005 г.

·  увеличение производства продовольствия на основе интенсификации производства и с помощью защиты региональных рынков от международной конкуренции;

·  развитие биотехнологии и доступ всех стран к результатам исследований достижений в этой области;

·  проведение политики, обеспечивающей доступ к земле как средству производства;

   обеспечение стабильных доходов всех слоев населения.

 

2.5 Проблемы НТП и проблемы образования

в мире.

НТП показывает сложное и противоречивое влияние на глобальные процессы в современных условиях. С одной стороны, НТР и НТП прямо связаны с социально-экономическим прогрессом. Несомненно, что их результатом явились бурный экономический рост на основе повышения общественной производительности труда и экономии природных ресурсов, усиление интернационализации мировой экономики и взаимозависимости стран мира. С другой – нарастают и углубляются противоречия, в том числе экономические. Среди них рост неудовлетворенного спроса, так как НТР стимулирует новые быстродействующие потребности; негативные последствия, связанные с непредсказуемыми результатами внедрения тех или иных достижений в производство (загрязнения, аварии, катастрофы); неблагоприятное воздействие интенсификации производства и информации на человеческий организм; недооценка значения человеческого фактора; рост морально-этических проблем (манипулирование наследственностью, компьютерные преступления, тотальный информационный контроль и т.п.). Обострилась проблема обратной связи между НТП и его уже реализованными возможностями. Возник комплекс вопросов так называемой технической безопасности применения созданных нововведений.

         Важными проблемами глобального масштаба стали все большая удаленность от источников сырья и энергии, исчерпание природных источников сырья как в количественном измерении, так и в смысле его физических свойств. К тому же ресурсоемкость производства и стиля жизни (как результат НТР) повышает естественные ограничения нашей среды обитания. Одним из важных последствий для всего мира может стать потеря ответственности за отдельные результаты НТР. Это выражается, с одной стороны, в противоречии между человеческим инстинктом к самосохранению и ростом потребностей и наживы – с другой.

         Наконец, еще один важный аспект НТП – его циклический, неравномерный характер, усиливающий социально-экономические проблемы в разных странах и делающий их общими. Возникают периоды, когда ухудшение общеэкономических условий воспроизводства (например, удорожание энергоресурсов) замедляет или откладывает получение экономического эффекта научно-технического развития, переключает его на задачи компенсации возникающих структурных ограничений, обостряя тем самым социальные проблемы. Возрастает неравномерность экономического развития. Усиливается международная конкуренция, что приводит к обострению внешнеэкономических противоречий. Его следствиями стали рост протекционизма, торговые и валютные войны в отношениях между развитыми странами.

В 2000 фин. году расходы на исследования и разработки в странах Запада составили 360 млрд. долл., и доля США в них составила 180 млрд. долл.  В 2002г. из общей суммы мировых расходов на исследования и разработки в 652,7 млрд. долл. на США приходились 40,6 %. 

Америка инвестирует в высокотехнологичные области больше, чем вся Европа, взятая вместе. Общие американские расходы на исследования и внедрение равны совокупным расходам богатейших стран мира — остальных стран «большой семерки». (А «семерка» расходует на эти цели 90% общемировых расходов на исследования и разработки. На занимающую второе место Японию приходится 17,6%, на Германию — 6,6%, Британию — 5,7%, Францию — 5,1%, Китай — 1,6%)  . И эти расходы дают весомые результаты: не менее половины новых технологий мира создается в начале XXI века в Америке.

НТР рационально меняет сложившийся характер международного разделения труда. Так, новые формы автоматизации лишают развивающиеся страны преимуществ, связанных с наличием дешевой рабочей силы. Растущий экспорт научно-технической информации и научно-технических услуг используется развитыми странами как новый инструмент «технологического неоколониализма». Он усиливается деятельностью

 ТНК(транснациональных корпораций) и их зарубежных филиалов.[11,134-135]

         Важным аспектом глобальных проблем, связанных с НТР, является проблема образования. Однако без тех колоссальных изменений, которые произошли в сфере образования, невозможными были бы ни НТР, ни огромные достижения в развитии мировой экономики, ни те демократические процессы, в которые вовлекается все большее число стран и народов мира.

         Вплоть до нашего столетия, несмотря на успехи в науке, культуре в отдельных странах, мир в целом, по существу, оставался неграмотным, и подавляющее большинство его населения не умело ни читать, ни писать. Только в ХХ в. во всем мире было предпринято мощное наступление на неграмотность в целях ее ликвидации.

         В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторон человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают: в развитых странах в эту сферу вкладывается от 5 до 8 % ВНП. Например, в России расходы на образование с каждым годом увеличиваются

(см. Таблица № 6), хотя число неграмотных тоже не уменьшается.

 Таблица №6  Расходы на образование РФ за 2004-2005гг.*

Наименование

2004г. (тыс.руб.)

2005г. (тыс.руб.)

Дошкольное образование

802 607,3

3 812 334,2

Общее образование

2 013 440,4

1 611 763,9

Начальное профессиональное образование

24 810 237,6

4 167 501,4

Среднее профессиональное образование

15 285 091,9

19 664 952,9

Переподготовка и повышение квалификации

1 502 256,7

2 271 543,9

Высшее профессиональное образование

68 299 015,7

108 811 902,3

Прочие расходы в области образования

5 079 217,4

14 997 964,1

ИТОГО:

117 791 867,0

155 337 962,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.