|
100 |
Из таблицы виден рост удельного веса обучающихся на дневных отделениях.
А вот пример неправильного построения этой таблицы:
Таблица 11
Число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях
Виды обучения и годы
Число студентов (тыс.)
Удельный вес в общем итоге
На дневных отделениях
1965/66
1966/67
1967/68
На вечерних отделениях
1965/66
1966/67
1967/68
На заочных отделениях
1965/66
1966/67
1967/68
Всего студентов
1965/66
1966/67
1967/68
1584
1740
1890
569
618
652
1708
1765
1769
3861
4123
4311
41
42
44
15
15
15
44
43
41
100
100
100
Таблица получилась громоздкая по форме и неудобная для чтения и анализа. Неверно дано и заглавие таблицы. Оно не выражает познавательного значения таблицы, которое заключается не в том, чтобы показать число учащихся, а в том, чтобы показать изменение удельного веса различных видов обучения.
Практикой выработаны следующие основные правила составления и оформления статистических таблиц:
1. Таблица должна быть по возможности небольшой по размерам, так как краткую таблицу легче проанализировать. Иногда целесообразнее построить две-три небольшие таблицы, чем одну большую.
2. Название таблицы, заглавия строк подлежащего и граф сказуемого должны быть сформулированы точно, кратко и ясно и, если требуется, должны иметь единицы измерения. В названии таблицы следует указать территорию и период, к которым относятся приводимые данные. Не следует название показателей в таблице сопровождать инструкционными пояснениями, раскрывающими их содержание. Лучше эти пояснения вынести в примечание.
3. Строки подлежащего и графы сказуемого обычно размещаются по принципу от частного к общему, т.е. сначала показывают слагаемые, а в конце подлежащего или сказуемого подводят итоги. Если приводятся не все слагаемые, а выделяются наиболее важные из них, то сначала показывают общие итоги, а затем выделяют наиболее важные их составные части, для этого после итоговой строки дают пояснения «в том числе».
4. Строки в подлежащем и графы в сказуемом часто нумеруют для того, чтобы удобнее было ссылаться на цифры таблицы. При этом в сказуемом нумеруются только графы, в которые вписываются цифры. Графы подлежащего либо совсем не нумеруются, либо обозначаются литерами («а», «б» и т.д.).
5. При заполнении таблицы пользуются следующими условными обозначениями: если данное явление совсем не имеет места, ставят тире; если сведения о данном явлении отсутствуют. Ставят многоточие или пишут «нет сведений»; если сведения имеются, но числовые значения меньше принятой в таблице точности, ставят 0,0.
6. Округленные числа приводятся в таблице с одинаковой степенью точности (до 0,1, до 0,01 и т.д.). Когда показатели в процентах выражаются большими числами, например четырехзначными, целесообразно заменить их выражением (во столько-то раз больше или меньше». Например, вместо 2489% лучше написать «в 24,9 раза больше».
7. Если приводятся не только отчетные данные, но и данные, полученные в результате расчетов, целесообразно об этом сделать оговорку в таблице или в примечании к ней.
8. Таблица может сопровождаться примечаниями, в которых указываются источники данных, более подробнее содержание показателей и другие необходимые пояснения.
Нужно уметь пользоваться таблицами. Прежде чем приступить к анализу данных таблицы, следует ознакомиться с названием таблицы, заголовками граф и строк, установить, к какому признаку относятся данные, на какую дату они приводятся или за какой период, обратить внимание на единицы измерения, уяснить, какие процессы характеризуются относительными величинами.
Анализ данных статистической таблицы следует начинать с итогов. Ознакомление с итогами дает общее представление о данных таблицы. Затем необходимо перейти к анализу данных отдельных строк и граф, но их нужно читать не подряд, а выбирать сначала частные итоги и наиболее характерные данные, а затем анализировать все остальные.
Список используемой литературы
1. Н.Н. Ряузов «Общая теория статистики». Издание второе, переработанное и дополненное, М., статистика, 1980.
2. Ефимова М.Р. «Общая теория статистики». Учебник. М., ИНФРА-М, 1996.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.