Рефераты. Формы стимулирования экспорта в РФ


Стимулирование экспорта

Для повышения роли предприятий во внешнеэкономической сфере важно не только предоставить им право выхода на внеш­ний рынок, создать для этого необходимые организационные предпосылки и либерализовать государственное регулирование, но и  сформировать механизм, который бы заинтересовал их в этом, то  есть создать систему стимулирования экспорта, а также условия для их нормальной внешнеэкономической деятельности.

Учитывая отсутствие конвертируемости рубля в системе экономического стимулирования предприятий — изготовителей экс­портной продукции, в настоящее время центральное место отводится формированию у них валютных фондов. В условиях дефицитного внутреннего рынка возможность приобретения необходимых товариществ по импорту создает сильную заинтересованность коллективов предприятий в экспорте. В рамках действовавшей до 1991 года системы валютные фонды предприятий, как правило, формирова­лись за счет отчислений по установленным нормативам их валют­ной выручки от реализации готовой продукции и услуг, а также всей выручки от операций по кооперированным поставкам на экспорт.

На 1991 год Указом Президента СССР от 2 ноября 1990 г. и Постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. была введена новая система формирования валютных фондов предприятии, которая предусматривала: создание валютных фондов для предприятий всех отраслей народного хозяйства; переход от отрас­левого к потоварному принципу установления норматива валютных отчислений, при этом имелось в виду оставление большей доли ва­люты предприятиям по мере повышения степени обработки товара при экспорте; установление единого норматива по всем видам валют.

Однако, учитывая сложное положение с платежным балансом страны, когда значительная часть валютных поступлений должна была идти на покрытие внешней задолженности, все предприятия, объединения и организации независимо от форм собственности, ведомственной или территориальной принадлежности (за исключе­нием предприятий с участием иностранного капитала) должны были в обязательном порядке продавать 40% своей валютной выручки от экспорта товаров и услуг Внешэкономбанку СССР с оплатой в рублях по коммерческому курсу. Из оставшейся части валютных поступлений по ставкам, установленным в соответствии с указанны­ми выше принципами, формировались валютные фонды предприятий.

С 1 января 1992 г. порядок, действовавший на территории СССР в 1991 году, был отменен. В соответствии с указом Президента РФ «О формировании Республиканского валютного резерва Рос­сийской Федерации в 1992 г.» предприятия обязаны продавать 40% валютной выручки в Республиканский валютный резерв (РВР) и 10% — ЦБР для формирования стабилизационного валютного фон­да, используемого в целях поддержания рыночного курса рубля. При этом обязательная продажа выручки в РВР РФ распростра­нялась лишь на часть экспортируемых товаров, главным образом на сырье и полуфабрикаты. Вся продукция машиностроения, мно­гие виды продукции легкой промышленности были освобождены от обязательной продажи 40% валюты в этот резерв. Валюта в стабилизационный фонд продавалась по рыночному курсу рубля, а в РВР РФ — по курсу, составляющему примерно '/2 от рыночного курса рубля.

Изменения, внесенные в порядок обязательной продажи части валютной выручки с 1 июля 1992 г., с одной стороны, улучшили ситуацию для предприятий, так как отменен специальный коммер­ческий курс, по которому продавалась валюта в РВР РФ, и все 50% валюты продаются по единому, более высокому рыночному курсу. Но, с другой стороны, обязательная продажа распространена на все виды экспортируемой продукции и услуги и поэтому экспортеры готовой продукции лишились своих льгот в этой области.

Если до 1 июля 1993 г. из 50% валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, 30% должны были поступить в Валютный резерв Банка России, а остальные 20% продавались через уполно­моченные банки, то с 1 июля 1993 г. обязательная продажа 30% ва­лютной выручки Банку России отменена и все 50% валютной выруч­ки продаются через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах.

Деятельность валютных бирж, начавшаяся с апреля 1991 года, играет важную роль для введения конвертируемости рубля. К со­жалению, мизерные суммы валюты, поступающие для реализации через валютные биржи, приводили к искусственно заниженному курсу рубля к СКВ. Конечно, такой курс - мощный стимул для экспорта. Однако при развале хозяйственных связей между предприятиями в других странах СНГ и внутри России и сокра­щении производства даже сверхвыгодный для экспортеров готовой продукции курс рубля не ведет к росту ее экспорта, а порождает стремление к увеличению экспорта сырьевых товаров даже в ущерб обеспечению ими внутренних потребителей. Все это в современных условиях и заставляет ограничивать экспорт сырьевых товаров пу­тем сохранения его лицензирования и введения экспортных пош­лин. Надо сказать, что заниженный курс рубля резко снижает возможности предприятий и организаций, не имеющих своей валю­ты, для ее получения прибегнуть к помощи валютного рынка. Ва­лютный рынок заработает только тогда, когда большая часть валюты будет реализовываться через него.

Но если вопрос о дополнительном стимулировании экспорта сырья сейчас не стоит, то для расширения экспорта готовой продукции нужно создать условия не только непосредственно для стимулирования экспорта, но и для расширения самого производст­ва этой продукции.

Важным стимулом для этого может быть снижение налогов на прибыль и на добавленную стоимость при производстве готовой продукции на экспорт. Необходимо разработать и внедрить систему конкретных налоговых льгот для предприятий обрабатывающей промышленности, экспортирующих свою продукцию. В частности, это может быть сделано за счет сокращения сроков амортизации и других мер.

В настоящее время имеется в виду разработка региональных программ развития экспортного потенциала в целях максималь­ного привлечения местных ресурсов для расширения экспорта.

Развитие производства и реализации продукции на мировом рынке невозможно без системы кредитования. Эта проблема имеет две стороны. Одна из них — кредитование производства продукции, предназначенной на внешний рынок. В сложившихся условиях чрезвычайно актуальной становится задача приоритетного финанси­рования экспортно-ориентированных проектов. Прекращение деятельности отраслевых министерств окончательно разрушило сло­жившуюся систему централизованного инвестиционного финанси­рования. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо соз­дание инвестиционных фондов, перечень и направление использова­ния которых должны определяться на правительственном уровне. Такие фонды могут формироваться за счет как централизован­ных источников, так и средств любых хозяйственных субъектов. Часть прибыли, направляемая в эти фонды, должна освобож­даться от налогообложения или облагаться льготным налогом.

Необходима система мер, предусматривающих льготное кредито­вание предприятий, которые поставляют продукцию на экспорт, со стороны государственных и коммерческих банков. В обоснованных случаях необходимы кредиты под развитие производства и в СКВ. Разрабатывается система государственных гарантий при получении кредитов предприятиями у зарубежных банков.

Вторая сторона этой проблемы — кредитование экспорта. В на­стоящее время большая часть промышленного экспорта, особенно экспорта продукции машиностроения, осуществляется в мире на ба­зе кредита. В западных странах создана разветвленная система кре­дитования экспорта, предусматривающая кратко-, средне- и долго­срочное кредитование экспорта различных видов машиностроитель­ной продукции. Все большее распространение получают новые фор­мы кредитования — факторинг, форфейтинг, проектное финансиро­вание и др. В этой системе участвуют различные банковские учреж­дения как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования, в том числе государственные. Активную роль играют страховые компании. У нас такой системы пока практически нет, а без нее невозможен выход на внешний рынок с машиностроительной продукцией. Она нужна всем экспортерам, и особенно малым предприятиям.

В кратко- и среднесрочном кредитовании экспорта могут при­нять активное участие коммерческие банки. Для долгосрочного кредитования экспорта нужны специальные кредитные структуры. Сейчас такое кредитование могут осуществлять только государст­венные банки. Необходимо также страхование экспортных креди­тов, которое существует во всех промышленно развитых странах и осуществляется, как правило, государственными организациями (в США и Японии — государственными экспортно-импортными банками, в Великобритании — государственным Департаментом га­рантий экспортного кредита и т. д.). В настоящее время и у нас началось создание специального государственного банковского уч­реждения для кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов, выдаваемых коммерческими банками (Российского экс­портно-импортного банка).

Особую проблему составляет льготное государственное кредито­вание проектов инвестиционного сотрудничества за рубежом. Это финансирование необходимо для строительства объектов за рубе­жом в рамках межправительственных соглашений и по выигранным международным торгам, а также экспорта машинно-технической продукции, в том числе военного назначения.

Важный вопрос дальнейшего развития российского экспорта — развитие транспортной инфраструктуры. С учетом того, что ряд важ­ных морских портов оказался за рубежом, ведется разработка программы развития морских портов и железных дорог, а также программы «Терминал» для совершенствования транспортно-экспедиционного обслуживания экспортных поставок.

Поддержка ВЭД предприятий необходима со стороны государст­ва и по другим направлениям, особенно в изучении зарубежных рынков. Прежде всего, нужно создать государственную систему внешнеэкономической информации, которой могли бы пользоваться особенно мелкие и средние предприятия. Общая информация, собираемая государственными внешнеторговыми ведомствами, в том числе торговыми представительствами за рубежом, должна распро­страняться бесплатно или за очень низкую плату. Предприятия, особенно малые и средние, должны получать финансовую поддерж­ку со стороны государства и при более специальном изучении рынка. Такая практика существует во многих странах. Большое внимание распространению необходимой информации уделяет Ев­ропейское сообщество, которое целенаправленно проводит, напри­мер, политику повышения конкурентоспособности малых и средних фирм, способствуя различным формам их международного сотруд­ничества. Одним из конкретных направлений этой политики являет­ся создание компьютеризированной системы поиска партнеров, предназначенной в первую очередь для нужд этих фирм. Этой сис­темой пользуются и страны ЕАСТ.

Государство должно взять на себя хотя бы частичное покры­тие расходов предприятий на участие в выставках и ярмарках за рубежом, проведение рекламных кампаний. В настоящее время события в этой области у нас развиваются, к сожалению, в обратном направлении.

Если раньше государство выделяло средства на участие совет­ских предприятий в выставках и ярмарках за рубежом (эта работа проводилась по линии Торгово-промышленной палаты СССР), то теперь все это делается полностью за счет предприя­тий. Очевидно, что предприятия, только приступающие к внешнеторговой деятельности, просто не имеют валютных фондов на эти цели. Нужно создание специальных фондов для финансирования такого рода мероприятий.

Важное значение для расширения экспорта имеет совершенство­вание качества экспортной продукции. В этой связи организуется добровольная государственная сертификация экспортной продукции как гарантия высокого качества российской марки. Намечаются поэтапное развертывание сети федеральных сертификационных центров (авиация, машиностроение, материалы), а также осущест­вление мер по обеспечению признания отечественной сертификации за рубежом.

Существенную роль в развитии экспорта могут сыграть объеди­нения экспортеров. На государственном уровне предполагается стимулирование создания ассоциаций экспортеров (прежде всего производителей), организованных по товарному, региональному или страновому принципу и ориентированных на обеспечение защиты интересов российских экспортеров и облегчение продвижения их продукции на мировые рынки. Им будут предоставляться налоговые льготы и другого рода формы государственной поддержки в зави­симости от степени соблюдения ими внешнеэкономического законо­дательства, наращивания объемов экспорта, завоевания новых рын­ков.

В повышении уровня ВЭД призвана сыграть важную роль под­готовка квалифицированных кадров. За последние годы здесь до­вольно много сделано. Расширена подготовка студентов по внешне­экономическим специальностям, ведется переподготовка кадров в институтах повышения квалификации, созданы высшие коммерче­ские школы, расширилась стажировка специалистов за рубежом. Но именно низкая квалификация кадров остается пока самым сла­бым местом для ВЭД предприятий.

В решении всех этих задач призвано сыграть важную роль госу­дарство, которое должно оказывать действенную помощь новым участникам ВЭС, при этом речь должна идти не только о централь­ных органах государственного управления, но и о местных орга­нах власти.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.