|
Предпосылки развития экспорта и задачи по его стимулированию
С учетом всего
комплекса факторов, определяющих состояние и перспективы российского экспорта,
очевидна необходимость неотложных шагов по формированию целостной системы мер
государственного стимулирования экспорта, которые, с одной стороны, будут
способствовать эффективному преодолению существующих проблем и препятствий в
экспортной деятельности, а с другой стороны, позволят максимальо использовать в
интересах развития экспорта происходящие позитивные перемены в экономике и
внешнеэкономической политике России.
В этой связи главной задачей Программы является
формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных
условий развития российского экспорта и повышения его эффективности, а также
механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой,
информационно-консультационной, маркетинговой, дипломатической и других видов
помощи отечественным экспортерам.
Решение главной задачи предполагает осуществление
следующих мероприятий: ежегодная разработка и представление в Федеральное
Собрание Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета
Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности, включая перечень
мер стимулирования экспорта, в соответствии с Законом Российской Федерации
"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";
проведение систематической работы по изучению и анализу
экспортного потенциала страны и динамики ее конкурентных преимуществ, а также
тенденций в развитии торгово-политической ситуации и конъюнктуры мирового рынка
для определения отраслевых приоритетов содействия экспорту на очередной год в
рамках федеральной программы развития внешнеторговой деятельности;
проведение постоянного контроля и анализа экспортной
деятельности отечественных предприятий для своевременного определения и
устранения проблем и препятствий в развитии этой деятельности посредством
предоставления эффективной поддержки со стороны государства;
согласование мер, принимаемых в сфере ВЭД, со
стратегической целью и главной задачей настоящей Программы и при необходимости
проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных документов с точки
зрения их влияния на развитие отечественного экспорта;
увязка разделов федеральных целевых программ,
касающихся вопросов экспорта, с основными направлениями и ежегодными объемами
государственной поддержки экспорта, предусмотренными настоящей Программой, и
включение их в Федеральную программу развития внешнеторговой деятельности на
очередной год;
согласование мероприятий по стимулированию экспорта,
содержащихся в региональных программах экономического развития, с мероприятиями,
предусмотренными настоящей Программой, в интересах расширения объемов и
повышения качества предоставляемых услуг.
Формирование эффективных механизмов
предоставления государственной поддержки экспортерам предполагает решение ряда
следующих специальных задач:
создание системы внешнеторговой информации и
информационно-консультационных служб, включая их региональные и зарубежные
представительства;
обеспечение функционирования механизмов кредитования и
страхования экспорта с участием государства, а также предоставление
государственных гарантийных обязательств по экспортным кредитам;
организация оперативной работы государственных органов
по активному продвижению российской экспортной продукции и защите интересов
отечественных предприятий за рубежом;
широкое привлечение российских деловых кругов к
проведению совместных мероприятий по стимулированию экспорта.
Важным элементом Программы являются принципы ее
реализации, обеспечивающие эффективное решение поставленных задач.
Программа направлена на формирование новой,
более эффективной модели участия Российской Федерации в международном
разделении труда. Динамические показатели развития экспорта в предстоящие 10
лет должны обеспечивать некоторое опережение развития экспорта в сравнении с
товарооборотом страны в целом, а также опережение развития экспорта по
сравнению с темпами роста произведенного национального дохода и валового
внутреннего продукта.
Этапы развития экспорта связаны с объективной
логикой и динамикой экономических преобразований и предполагают учет факторов
инерции в развитии экспортного потенциала и экспорта России.
На первом этапе (1996 - 1997 годы) необходимо:
продолжить работу по совершенствованию
законодательной и нормативно-правовой базы внешней экономической
деятельности, а также валютной, налоговой и тарифной политики, поощряющей
экспорт и эффективные формы торгово-экономического сотрудничества;
завершить формирование институциональных и
организационных основ государственной службы содействия экспорту,
предоставляющей оперативную и качественную помощь экспортерам;
создать систему внешнеторговой информации,
опирающуюся на сеть информационно-консультационных служб;
сформировать механизмы государственной поддержки
кредитования оборотных средств предприятий - экспортеров, гарантирования и
страхования экспорта, кредитования эффективных, ориентированных на экспорт
проектов, в том числе на базе продукции конверсионных производств,
изготовленной с использованием опережающих технических идей и решений;
увеличить финансовую базу уполномоченного
специализированного банка, через который будут осуществляться программы
экспортного гарантирования и кредитования;
решить вопросы более эффективного транспортного
обеспечения экспортных поставок; осуществить ряд мер организационного
характера по упорядочению экспортной деятельности, расширению взаимодействия
органов власти всех уровней с объединениями экспортеров, созданию при
федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления
специализированных подразделений развития экспорта, налаживанию
межведомственной координации в вопросах выработки экспортной политики и
практической помощи экспортерам;
повысить роль загранучреждений Российской Федерации,
прежде всего торговых представительств, в работе по продвижению российского
экспорта;
повысить эффективность российской дипломатии во
внешнеэкономической сфере, в том числе путем расширения участия страны в
международных экономических организациях с уделением особого внимания тактике
взаимоотношений с Всемирной торговой организацией и Европейским союзом,
сотрудничеству с представительными организациями Азиатско-Тихоокеанского
региона и объединениями нефтеэкспортеров;
увеличить финансирование научно-исследовательских
работ по комплексному изучению экспортного потенциала России, выявлению
приоритетных отраслей и проектов с учетом внутренних возможностей и мировой
конъюнктуры.
В результате на первом этапе реализации Программы
должны быть обеспечены устойчивые объемы экспорта на уровне 70 - 75 млрд.
долларов США за счет оптимального использования наличной ресурсной базы и
конъюнктуры на внешних рынках, постепенного восстановления традиционного
машинотехнического экспорта в рамках технического содействия и развития
производственной кооперации. Товарная структура экспорта на первом этапе не
претерпит существенных изменений и сохранит топливно-сырьевую направленность.
На втором этапе (1998 - 2000 годы) на базе созданной
институциональной и организационной инфраструктуры предполагается приступить
к реализации активной экспортной политики, предусматривающей более
значительное финансовое участие государства в продвижении отечественной
продукции на внешние рынки. Для этого необходимо:
существенно увеличить объем бюджетных средств,
резервируемых для реализации программ гарантирования и страхования экспорта;
расширить программы кредитования ориентированных на
экспорт производств и предоставление экспортных кредитов;
реализовать комплекс мер по стимулированию экспорта
субъектами малого предпринимательства;
стимулировать увеличение объемов страховых операций
во внешнеторговой деятельности и расширение видов страхуемых рисков в этой
сфере;
проводить масштабные выставочно-ярмарочные и
рекламные мероприятия в поддержку российского экспорта.
В результате реализации Программы с учетом
прогнозируемой конъюнктуры к 2000 году (оживление внутреннего спроса и рост
потребления первичных ресурсов) разработанный комплекс мер обеспечит
незначительный, но устойчивый рост экспорта и расширение ассортимента
вывозимой продукции. В этой связи можно ожидать некоторого снижения удельного
веса в российском экспорте основных сырьевых групп (минеральных продуктов,
металлов, лесоматериалов) до 65 - 70 процентов (76 процентов в 1994 году) в
пользу расширения поставок готовой продукции. Совершенствованию товарной
структуры российского экспорта будут способствовать и изменения в его
географической структуре.
Доля экспорта в страны ближнего зарубежья может
увеличиться с 22 процентов в 1994 году до примерно 25 - 30 процентов к 2000
году, что с учетом более высокого удельного веса в нем машинотехнической
продукции (более чем в 2 раза превышает соответствующий показатель по всему
экспорту и почти в 3,5 раза по экспорту в страны дальнего зарубежья) способно
повысить значимость указанной товарной позиции в суммарном экспорте России.
Возрастет роль развивающихся стран Азии как
перспективных экспортных рынков для России, в том числе в отношении продукции
базовых отраслей промышленности, а также предоставления технического
содействия в сооружении объектов инфраструктуры, энергетики и т. д.
На третьем этапе (2001 - 2005 годы) предполагается
обеспечить диверсификацию экспорта, под которой понимается поставка из России
современных высококачественных, преимущественно наукоемких товаров на
зарубежные рынки.
Для этого необходимо:
достичь объемов государственной финансовой поддержки
экспорта, сопоставимых с аналогичными ассигнованиями в промышленно развитых
странах;
наряду с поддержкой товарного экспорта стимулировать
развитие экспорта услуг, способствовать формированию разветвленных сбытовой и
обслуживающей сетей для российской машинотехнической продукции за рубежом;
активно отстаивать интересы России на внешних
рынках, в том числе участвуя в работе организаций многостороннего
экономического сотрудничества и международных валютно-финансовых организаций,
полноправным членом которых Россия является или станет;
большую часть работы по продвижению отечественной
продукции на внешние рынки передать окрепшим в финансовом, организационном и
кадровом отношении объединениям экспортеров, промышленно-финансовым группам и
непосредственно крупным производителям, что явится закономерным и эффективным
продолжением усилий государства в этой области.
По завершении третьего этапа реализации Программы
должна сформироваться более совершенная модель участия страны в международном
разделении труда, основанная на эффективном экспорте сырья и продуктов его
переработки при постепенном увеличении роли и повышении качества последних, с
одной стороны, и активном проникновении на внешние рынки российских
поставщиков готовой, в первую очередь наукоемкой, продукции, сравнимой, а в
ряде случаев превосходящей зарубежные аналоги за счет применения уникальных
технологий и технических решений, с другой стороны.
Важную часть российского экспорта составит
капиталоемкая продукция, прежде всего комплектное оборудование, поставляемое
в обеспечение технического содействия России развивающимся странам. Объемы
таких поставок существенно возрастут, что является отражением объективной
необходимости упрочения технических и экономических позиций страны на
наиболее динамичных и перспективных рынках развивающихся стран.
Ежегодные темпы прироста экспорта России составят 5
- 10 процентов при условии улучшения экономической ситуации и выхода
экономики на стадию роста, проведения эффективной государственной политики
стимулирования экспорта и сохранения благоприятной внешней конъюнктуры по
основным товарам российского экспорта.
Товарная структура экспорта будет эволюционировать в
сторону дальнейшего снижения удельного веса топливно-сырьевых товаров до 60 -
65 процентов. Однако физические и стоимостные объемы вывоза сырья и
полуфабрикатов увеличатся, что в первую очередь связано с ростом мирового
потребления энергии и цветных металлов.
В рамках топливной группы товаров следует ожидать
повышения доли природного газа, мировой спрос на который согласно прогнозу
Международного энергетического агентства возрастет к 2010 году более чем в 2
раза (до 4 трлн. куб. м).
Доля машин и оборудования в экспорте России
увеличится до 20 - 25 процентов, при этом не менее 8 - 10 процентов всего
экспорта, или около 40 процентов машинотехнического экспорта, будет
приходиться на высокотехнологичные товары.
География российского экспорта претерпит
определенные изменения в сторону дальнейшего увеличения удельного веса
экспорта в страны ближнего зарубежья и развивающиеся страны - примерно до 1/3
и 1/4 соответственно.
Рост поставок в государства - участники Содружества
Независимых Государств будет основан на расширении производственной
кооперации и прямых хозяйственных связей.
Во взаимоотношениях с развивающимися странами важную
роль сыграет ожидаемое увеличение их доли в мировом потреблении энергии,
металлов и других сырьевых товаров и материалов.
По мере придания динамизма российской экономике,
улучшения платежного баланса повысится рейтинг надежности страны для
предоставления кредитов и капиталовложений, что будет способствовать
расширению притока прямых иностранных инвестиций в экономику, послужит
фактором укрепления экспортного потенциала страны.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.