Рефераты. Формы собственности и типы предприятий в Российской Федерации

Данный подход характерен для всех основных направлений экономической теории. Теория эффективного и рационального распределения ресурсов, обосновывая критерии перемещения ресурсов из негосударственного (частного) сектора в государственный (общественный), выдвигает следующее требование преобразование собственности путем перемещения средств и ресурсов из одного (частного) сектора в другой (общественный) возможен и экономически оправдан, если потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньше дополнительных выгод в государственном (общественном) секторе. Иначе говоря, преобразование частной собственности в общественную оправдано лишь в том случае, если это приводит к росту производительности (отдачи) ресурсов. Этот экономический критерий с некоторыми уточнениями может быть применен универсально ко всем иным формам собственности и перераспределяемым правам собственности.

Однако принимаемые решения о преобразованиях собственности в переходной экономике зачастую, как показывает опыт, могут диктоваться и иными обстоятельствами: политическими, интересами теневого и криминального капитала, избранным вариантом преобразований (радикальным или реформаторским). Всё это может существенно повлиять на выработку рациональных экономических решений, что может привести к экономическим потерям в данный момент времени.

Вместе с тем следует учитывать краткосрочные и долгосрочные последствия преобразований собственности. В этой связи существует проблема взвешивания краткосрочных потерь и долгосрочных выгод для общества от преобразований собственности. Её решение требует целый ряд особых экономических расчетов. В любом случае тщательный научный экономический анализ должен предшествовать преобразованиям собственности в государственном масштабе.[8]



3.3. Особенности преобразования собственности в России.


Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществляется в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций самих предприятий.

Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Закон РСФСР “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. “Об ускоренной приватизации государственной и муниципальных предприятий” явился основой для интенсификации процесса приватизации. Широкомасштабный процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет приложений к нему вел процесс приватизации в состояние “технологического потока”.

В нашей стране приватизация проводилась бешенными темпами. Ей не предшествовала какая-либо предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий. В условиях очень быстрого обесценения денег стоимость предприятий не была правильно оценена (они часто продавались по остаточной стоимости – по стоимости полного износившегося оборудования). Поэтому многие заводы становились добычей ловких покупателей по цене, сопоставимой по стоимостью новой престижной квартиры.[9]


О “кавалерийских” темпах приватизации в 1993 г., когда из государственного сектора выбыли 43 тыс. предприятий, говорят следующие цифры:


Приватизировано предприятий, тыс.:                                                       42,9

путем продажи                                                                                    29,4

акционированием                                                                               13,5

Поступление средств от приватизаций предприятий:

приватизационных чеков, млн                                                          46,8

денежных средств, млрд. руб.                                                         450,3

в том числе:

личные средства граждан                                                         50,1

фонды экономического стимулирования предприятий        19,1

средства предприятий-покупателей                                     208,0

средства иностранных инвесторов                                           1,0[10]



Выше отмечалось, что приватизация является особой, но не единственной формой преобразования собственности. Возможно перераспределение прав собственности без перераспределения экономической власти. Саму приватизацию можно проводить радикально, подчиняя решению политических целей, или эволюционно, подчиняя целям экономической эффективности. В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.


В конце 90-х годов в результате осуществления широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно- правовых формах коммерческой деятельности. Данную ситуацию характеризуют:

·        многообразие форм собственности;

·        превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в российской экономике;

·        преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;

·        становление новых форм хозяйствования, адекватных изменениям в отношениях собственности;

·        утверждение новых форм организации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества, фермерские хозяйства, благотворительные и иные общественные фонды и т. д.);

·        формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности.[11]


Несмотря на то что пройдены крупные этапы приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессу перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. Новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую “вползли” практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

Имея уже достаточно очевидный опыт массового и радикального преобразования собственности, необходимо избегать радикальных, непродуманных и непросчитанных по экономическим результатам решений.[12]


4.          Производственное предприятие


7.1.  Предприятие, его задачи и функции


Производственное предприятие — это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально орга­низованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребите­лям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующе­го назначения, профиля и ассортимента. К производственным предпри­ятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения.


Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внут­ренней среды является готовая продукция (выполненная работа, оказан­ные услуги) (рис. 2).


Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффектив­ность работы предприятия, - это прежде всего потребители продук­ции, поставщики производственных компонентов, а также государст­венные органы и население, живущее в окрестностях предприятия (рис. 3).


С чисто правовой стороны согласно законодательству Российской Федерации предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производст­ва продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Важнейшими задачами действующего предприятия являются:

получение дохода владельцем предприятия;

обеспечение потребителей продукцией предприятия;

обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальны­ми условиями труда и возможностью профессионального роста;

создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях пред­приятия;

охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рен­табельности производства).


Задачи предприятия определяются:

интересами владельца;

размерами капитала;

ситуацией внутри предприятия;

внешней средой (рис. 4).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.