Северо-Западная академия государственной службы.
Филиал в г. Калуге.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: Бухгалтерский учет.
на тему:
Формы бухгалтерского учета на предприятиях.
Калуга
2002
Оглавление
Введение. 3
I. Формы ведения бухгалтерского учета на предприятии.. 5
1.1. Понятие формы бухгалтерского учета.. 5
1.2. Разновидность форм бухгалтерского учета.. 5
1.2.1. Общие положения. 5
1.2.2. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета. 7
1.2.3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета. 8
1.2.4. Упрощенная форма бухгалтерского учета. 9
II. Ведение бухгалтерского учета на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика». 13
2.1. Краткая характеристика ОАО «СтройПолимерКерамика». 13
2.2. Описание формы бухгалтерского учета, принятой на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика» 13
2.2.1. Характеристика журнально-ордерной формы учета. 13
2.2.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика» 19
III. Анализ формы бухгалтерского учета на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика» 27
Заключение. 33
Список использованной литературы... 35
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 36
Введение
Мы считаем, что тема: «Формы бухгалтерского учета на предприятиях» была и остается актуальной и по сегодняшний день, осмелимся даже сказать, что выбор формы учета для предприятия является, может быть, одним из самых важнейших элементов ведения бухгалтерского учета в целом. Актуальность темы заключается в неспособности ответственного лица, порой, правильно выбрать форму учета для предприятия. При невладении достаточными знаниями о различных типах бухгалтерского учета можно легко допустить ошибку и выбрать для предприятия не совсем подходящую форму учета, ошибку, которая в дальнейшем не позволит экономическим отделам предприятия полностью прослеживать изменения цифровых данных, например таких важнейших, как: доходы и расходы предприятия; дебиторская и кредиторская задолженности на различных этапах становления и развития вообще. Более того, установив ту или иную форму учета на предприятии, необходимо полностью владеть информацией о выбранной форме учета, уметь использовать ее согласно всем нормам бухгалтерского учета, установленным Законодательством РФ (см. Закон Российской Федерации о Бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ) — это также учитывается, говоря об актуальности данной темы.
Целью данной работы является изучение форм ведения бухгалтерского учета на предприятии и осознание необходимости ведения именно той или иной формы. Для осуществления поставленной цели возникают определенные задачи как:
· детальное рассмотрение наиболее широко используемых форм бухгалтерского учета;
· изучение конкретной формы бухгалтерского учета на конкретном предприятии;
· анализ реальных бухгалтерских документов и их соответствие правилам ведения выбранной формы бухгалтерского учета на конкретном предприятии;
· анализ изученного материала и соответствующие выводы.
Объектом исследования данной работы является журнально-ордерная форма бухгалтерского учета на предприятии ОАО «СтройПолимерКерамика» и другие широко используемые формы вообще. В качестве субъекта исследования выступает само предприятие ОАО «СтройПолимерКерамика».
Замена «старого» Плана Счетов на «новый», который был утвержден приказом Министерства финансов РФ относительно недавно (от 31 октября 2000 г.), и различные нововведения в общую структуру бухгалтерского учета, невольно заставляют бухгалтера обращаться к учебным пособиям нового издания и искать, как и что конкретно изменилось в структуре форм учета на предприятии и изменилось ли вообще. В этой работе мы постараемся использовать самые свежие данные и на их основе полностью раскрыть выбранную тему.
I. Формы ведения бухгалтерского учета на предприятии
Начнем с того, что бухгалтерский учет выполняет информационную и контрольную функции. Он обеспечивает информацию о наличии и состоянии хозяйственных средств, необходимых для осуществления торговой, заготовительной, производственной деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации; о величине издержек обращения и производства; о выполнении заданий по объекту товарооборота, производству продукции, услуг и работ. Контрольная функция бухгалтерского учета проявляется в осуществлении предварительного и текущего контроля над эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, над сохранностью кооперативной собственности. Таким образом, для ведения учета нужны определенные, закрепленные Законодательством, формы.
Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видов учетных регистров, последовательностью связи между документами и регистрами, а так же между самими регистрами и способом записи в них, т.е. использованием тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.
Одной из наиболее используемых форм ведения бухгалтерского учета на предприятии является журнально-ордерная форма. Ее характеристика: преимущества и недостатки изложены в главе II в разделе 2.2.1. данной работы. Помимо журнально-ордерной формы учета существует и ряд других, не менее известных и широко используемых на предприятиях. В чем преимущество той или иной формы бухгалтерского учета, и каковы их недостатки мы и попытаемся разобраться.
Ведение той или иной формы бухгалтерского учета закреплено Законодательством Российской Федерации. Основные пункты, непосредственно касающиеся выбора формы учета для предприятия и правила его ведения изложены ниже:
Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета.
3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях.
3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
4. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Состав учетных регистров и последовательность записи в них при мемориально-ордерной форме учета представлены на рис. 1.
При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяются между собой.
Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины, копировальный способ регистрации. Кроме того, при ней легко осуществлять разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6