* По данным ОНПЗ за соответствующие годы. В скобках приведены оценки, характеризующие распределение занятых по профессиональным группам при исключении лиц, производящих продукцию в ЛПХ для реализации на рынке.
2.2 Экономическая активность населения.
Начиная с 1993 г. в России осуществлен переход на международную систему квалификации состава населения. В соответствии с данной квалификацией трудовые ресурсы делятся на экономически, активное и экономически неактивное население.
•Экономически неактивное население — та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. Включает следующие категории:
• учащиеся, студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
• лица, получающие пенсию по старости и на льготных условиях;
• лица, получающие пенсию по инвалидности;
• лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.;
• отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
• другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.
Структура трудовых ресурсов по полу характеризуется преобладанием мужчин (53,3%) над женщинами (46,7%). Это связано с тем, что трудоспособный возраст у мужчин на 5 лет выше.
Однако такое соотношение меняется из-за возрастания смертности мужчин в трудоспособном возрасте.
2.3Образовательная структура занятости.
В пореформенный период российская экономика продолжала активно вовлекать работников со все более высокой формальной образовательной подготовкой (рис. 1). Поданным переписей населения, за период 1989—2002 гг. численность занятых с законченным высшим профессиональным образованием возросла почти на 30%, с незаконченным высшим — на 80% и со средним профессиональным — почти на 20%. Таким образом, трансформационный кризис не смог прервать долгосрочную тенденцию к опережающему росту численности работников с дипломами вузов и ссузов. Напротив, группы, расположенные в центральной и нижней части образовательной шкалы, быстро сжимались. Так, контингент работников с начальным профессиональным и со средним (полным) общим образованием уменьшился на 1/3, с основным общим — на 2/3, а с начальным и ниже — на 90%.
Эта разнонаправленная динамика во многом объяснялась чисто демографическими факторами. Старшие поколения имели в своем составе сравнительно много лиц с низкой и сравнительно мало лиц с высокой образовательной подготовкой. Среди младших поколений ситуация была обратной. Соответственно по мере того, как, достигнув пенсионного возраста, старшие когорты покидали рынок труда, численность работников с основным и начальным образованием сокращалась.
Динамика численности занятых с различными уровнями образования, по данным переписей населения 1989 и 2002 гг.
(в %, 1989 г. = 100%, занятое население 15 лет и старше)
Рис.1
И наоборот: по мере того как молодые когорты достигали трудоспособного возраста, поступали в ссузы или вузы, а затем выходили на рынок труда, численность работников со средним и высшим профессиональным образованием возрастала. Похоже, что уже в ближайшей перспективе этот механизм смены поколений приведет к практически полному вымыванию с рынка труда лиц с невысокой образовательной подготовкой.
Как соотносятся между собой отраслевые и образовательные характеристики российской рабочей силы? Обладатели вузовских дипломов предпочитают работать в промышленности (18%), торговле (12%), здравоохранении (9%), образовании (19%) и государственном управлении (свыше 12%). К тем же отраслям тяготеют и выпускники ссузов. В отличие от них работники с начальным профессиональным и средним (полным) общим образованием отдают предпочтение промышленности, строительству, транспорту и торговле. Что касается рабочей силы с основным или начальным общим образованием, то для нее ведущей сферой приложения труда оказывается не промышленность, как для всех остальных групп, а сельское хозяйство. Здесь занято соответственно 31 и 59% работников, принадлежащих к этим группам.
Наиболее знаниеемкими отраслями российской экономики являются информационное обслуживание, деловые услуги, геология, образование, наука, финансы и государственное управление, где высшее образование имеют от 1/3, до 2/3, всех занятых. Противоположный полюс представлен сельским хозяйством, а также транспортом и ЖКХ, где вузовские дипломы есть лишь у 7—14% работников.
В России преобладает подготовка по техническим, инженерным и сельскохозяйственным специальностям, в чем сказывается инерция советского периода (значительная часть которого пришлась на индустриализацию). В то же время наша страна серьезно отстает от развитых стран в подготовке специалистов в области гуманитарных и социальных наук, а также медицины.
Структура знаний и навыков среднего и старшего поколений, сформировавшаяся в условиях принципиально иной, чем рыночная, социально-экономической системы, во многих случаях не соответствует потребностям современного народного хозяйства России.
2.4Профессиональная структура занятости.
Из-за имеющихся информационных ограничений траектории изменения занятости в различных профессиональных группах удается с достаточной степенью достоверности реконструировать лишь для периода 1997—2005 гг.). За эти годы численность работников сферы обслуживания выросла почти в 1,5 раза, специалистов высшего уровня квалификации — почти на 1/3, руководителей — на 1/4, специалистов среднего уровня квалификации, служащих, занятых подготовкой информации, и квалифицированных рабочих — примерно на 10%. Численность полуквалифицированных рабочих осталась почти неизменной. В то же время неквалифицированных рабочих стало меньше на 15%, а сельскохозяйственных рабочих (без учета лиц, производящих продукцию в ЛПХ для реализации на рынке) — на 40%. Таким образом, опережающие темпы роста демонстрировали наиболее квалифицированные профессионалыые группы (а также работники сферы обслуживания), тогда как численность наименее квалифицированных групп либо сокращалась, либо оставалась неизменной.
3. Выводы
1. Россия переживает с начала 90-х годов затяжной демографический кризис, обусловленный как долговременными причинами (преобладание современного типа воспроизводства населения, демографическое старение), так и действием относительно краткосрочных факторов — социально-экономического кризиса 90-х годов.
2. На динамику трудовых ресурсов России существенное влияние оказывает тенденция изменения возрастной структуры населения — сокращение доли детей и подростков и рост удельного веса пожилых и престарелых. Вместе с тем на рубеже XX и XXI в. наметилось повышение доли населения трудоспособного возраста.
3. Интеллектуальный потенциал населения России продолжает возрастать, несмотря на затяжной социально-экономический кризис 90-х годов. Однако профессиональная подготовка рабочей силы по довольно широкому кругу специальностей во многих случаях не соответствует потребностям рыночной экономики и современного уровня техники.
В пореформенный период структура российской занятости претерпела кардинальные изменения и во многих отношениях стала более «стандартной». Так, наблюдалось резкое сжатие вторичного сектора экономики с параллельным расширением третичного сектора, в результате чего основная часть российской рабочей силы оказалась сконцентрирована в сфере услуг. Правда распределеиие работников по отраслям внутри самого третичного сектора выглядит достаточно необычно - из-за явно выраженной смещенности от деловых услуг в пользу социальных.
Однако самая сильная печать «атипичности» (можно сказать уникальности), лежит, несомненно на образовательной структуре росийской рабочей силы. По доле работников с третичным образованием Россия прочно удерживает первое место в мире, а по доле работников с вузовскими дипломами входит в группу лидеров.
Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация структуры управления, проведение обследования населения) российский рынок труда еще не сложился. В нем слабо действуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основным параметрам. Главная причина - сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную от недавнего прошлого систему использования трудовых ресурсов, характеризующуюся завышенным спросом на рабочую силу и заниженным требованием к ее качеству.
4.Список использованной литературы
1. Виноградов В.В Экономика России: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2001.
2. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика / Р.Капелюшкин // Вопросы экономики.- 2006.- № 10.- С.19-40.
Страницы: 1, 2, 3, 4