Рефераты. Формирование рынка труда в российской экономике

* По данным ОНПЗ за соответствующие годы. В скобках приведены оценки, характеризующие распределение занятых по профессиональным группам при исклю­чении лиц, производящих продукцию в ЛПХ для реализации на рынке.

 

2.2 Экономическая активность населения.

Начиная с 1993 г. в России осуществлен переход на международ­ную систему квалификации состава населения. В соответствии с дан­ной квалификацией трудовые ресурсы делятся на экономически, ак­тивное и экономически неактивное население.

•Экономически неактивное население — та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. Включает следующие категории:

• учащиеся, студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;

• лица, получающие пенсию по старости и на льготных условиях;

• лица, получающие пенсию по инвалидности;

• лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за деть­ми, больными родственниками и т.п.;

• отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие поиск работы, ис­черпав все возможности ее получения, но которые могут и го­товы работать;

• другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Структура трудовых ресурсов по полу характеризуется преоблада­нием мужчин (53,3%) над женщинами (46,7%). Это связано с тем, что трудоспособный возраст у мужчин на 5 лет выше.

Однако такое соотношение меняется из-за возрастания смертнос­ти мужчин в трудоспособном возрасте.

2.3Образовательная структура занятости.

В пореформенный период российская экономика продолжала активно вовлекать работников со все более высокой формальной об­разовательной подготовкой (рис. 1). Поданным переписей населения, за период 1989—2002 гг. численность занятых с законченным высшим профессиональным образованием возросла почти на 30%, с незакон­ченным высшим — на 80% и со средним профессиональным — почти на 20%. Таким образом, трансформационный кризис не смог прервать долгосрочную тенденцию к опережающему росту численности работ­ников с дипломами вузов и ссузов. Напротив, группы, расположенные в центральной и нижней части образовательной шкалы, быстро сжима­лись. Так, контингент работников с начальным профессиональным и со средним (полным) общим образованием уменьшился на 1/3, с основным общим — на 2/3, а с начальным и ниже — на 90%.

Эта разнонаправленная динамика во многом объяснялась чисто демографическими факторами. Старшие поколения имели в своем составе сравнительно много лиц с низкой и сравнительно мало лиц с высокой образовательной подготовкой. Среди младших поколений ситуация была обратной. Соответственно по мере того, как, достигнув пенсионного возраста, старшие когорты покидали рынок труда, числен­ность работников с основным и начальным образованием сокращалась.

Динамика численности занятых с различными уровнями образования, по данным переписей населения 1989 и 2002 гг.

(в %, 1989 г. = 100%, занятое население 15 лет и старше)

 Формирование рынка труда в российской экономике

Рис.1

И наоборот: по мере того как молодые когорты достигали трудоспо­собного возраста, поступали в ссузы или вузы, а затем выходили на рынок труда, численность работников со средним и высшим профес­сиональным образованием возрастала. Похоже, что уже в ближайшей перспективе этот механизм смены поколений приведет к практически полному вымыванию с рынка труда лиц с невысокой образовательной подготовкой.

Как соотносятся между собой отраслевые и образовательные харак­теристики российской рабочей силы? Обладатели вузовских дипломов предпочитают работать в промышленности (18%), торговле (12%), здра­воохранении (9%), образовании (19%) и государственном управлении (свыше 12%). К тем же отраслям тяготеют и выпускники ссузов. В от­личие от них работники с начальным профессиональным и средним (полным) общим образованием отдают предпочтение промышленности, строительству, транспорту и торговле. Что касается рабочей силы с основным или начальным общим образованием, то для нее ве­дущей сферой приложения труда оказывается не промышленность, как для всех остальных групп, а сельское хозяйство. Здесь занято соответст­венно 31 и 59% работников, принадлежащих к этим группам.

Наиболее знаниеемкими отраслями российской экономики явля­ются информационное обслуживание, деловые услуги, геология, об­разование, наука, финансы и государственное управление, где высшее образование имеют от 1/3, до 2/3, всех занятых. Противоположный полюс представлен сельским хозяйством, а также транспортом и ЖКХ, где вузовские дипломы есть лишь у 7—14% работников.

В России преобладает подготовка по техническим, инженерным и сельскохозяйственным специальностям, в чем сказывается инерция советского периода (значительная часть которого пришлась на инду­стриализацию). В то же время наша страна серьезно отстает от раз­витых стран в подготовке специалистов в области гуманитарных и социальных наук, а также медицины.

Структура знаний и навыков среднего и старшего поколений, сформировавшаяся в условиях принципиально иной, чем рыночная, социально-экономической системы, во многих случаях не соответст­вует потребностям современного народного хозяйства России.

2.4Профессиональная структура занятости.

Из-за имеющихся информационных ог­раничений траектории изменения занятости в различных профессиональных группах удается с достаточной степенью достоверности реконструировать лишь для периода 1997—2005 гг.). За эти годы численность работников сферы обслуживания выросла почти в 1,5 раза, специалистов высшего уровня квалификации — почти на 1/3, руководителей — на 1/4, специалистов среднего уровня квалификации, служащих, занятых подготовкой информации, и квалифицированных рабочих — примерно на 10%. Численность полуквалифицированных рабочих осталась почти неизменной. В то же время неквалифицирован­ных рабочих стало меньше на 15%, а сельскохозяйственных рабочих (без учета лиц, производящих продукцию в ЛПХ для реализации на рынке) — на 40%. Таким образом, опережающие темпы роста демонстрировали наиболее квалифицированные профессионалыые группы (а также работники сферы обслуживания), тогда как числен­ность наименее квалифицированных групп либо сокращалась, либо оставалась неизменной.

                                          3. Выводы

1. Россия переживает с начала 90-х годов затяжной демографический кризис, обусловленный как долговременными причинами (преобладание со­временного типа воспроизводства населения, демографическое старение), так и действием относительно краткосрочных факторов — социально-эко­номического кризиса 90-х годов.

2. На динамику трудовых ресурсов России существенное влияние ока­зывает тенденция изменения возрастной структуры населения — сокраще­ние доли детей и подростков и рост удельного веса пожилых и престарелых. Вместе с тем на рубеже XX и XXI в. наметилось повышение доли населения трудоспособного возраста.

3. Интеллектуальный потенциал населения России продолжает возрас­тать, несмотря на затяжной социально-экономический кризис 90-х годов. Однако профессиональная подготовка рабочей силы по довольно широкому кругу специальностей во многих случаях не соответствует потребностям ры­ночной экономики и современного уровня техники.

В пореформенный период структура   российской занятости претерпела кардинальные изменения и во многих отношениях стала более «стандартной». Так, наблюдалось резкое сжатие вторичного сектора экономики с параллельным расширением третичного сектора, в результате чего основная часть российской рабочей силы оказалась сконцентрирована в сфере услуг. Правда распределеиие работников по отраслям внутри самого третичного сектора выглядит достаточно необычно - из-за явно выраженной смещенности от деловых услуг в пользу социальных.

Однако самая сильная печать «атипичности» (можно сказать уникальности), лежит, несомненно на образовательной структуре росийской рабочей силы. По доле работников с третичным образованием                                         Россия прочно удерживает первое место в мире, а по доле работников    с вузовскими дипломами входит в группу лидеров.

Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация структуры управления, проведение обследования населения) российский рынок труда еще не сложился. В нем слабо действуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основным параметрам. Главная причина - сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную от недавнего прошлого систему использования трудовых ресурсов, характеризующуюся завышенным спросом на рабочую силу и заниженным требованием к ее качеству.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        4.Список использованной литературы

 

 

1. Виноградов В.В Экономика России: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2001.

2. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика / Р.Капелюшкин // Вопросы экономики.- 2006.- № 10.- С.19-40.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.