В отрасли здравоохранения обеспечивались государственные гарантии оказания населению бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2005 год. Большое внимание уделялось профилактической деятельности.
В сфере образования реализуется 7 программ. В целях обеспечения доступности качественного образования ведется оснащение 143 общеобразовательных центров и 12 ресурсных центров профессионального образования учебно-лабораторным и компьютерным оборудованием. В целях реализации прав на образования и установление дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят Закон Самарской области "О материальной и социальной поддержке граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении губернии и муниципальных образовательных учреждениях".
Содержание регионального бюджета необходимо раскрывать с различных позиций: как отношения, предмета, документа. Региональный бюджет - это финансовая категория, фонд денежных средств (бюджет в материальном смысле), плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (бюджет как правовая категория).
В материальном смысле региональный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти.
Правовое значение бюджета определяет содержание его как финансового плана образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый представительными органами власти региона.
Система построения бюджетных доходов и расходов регионов строится в соответствии с определенными принципами, позволяющими субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния. Основным принципом является принцип самостоятельности бюджетов субъектов РФ.
Областной бюджет Самарской области, являясь основным финансовым планом региона, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает областной власти реальную возможность осуществления властных полномочий: реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный стиль осуществления управления областью. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития региона и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых руководству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики администрации.
Через бюджет происходит перераспределение дохода. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, кредит, расходы), является ведущим звеном финансовой системы .
Исследование состава и структуры доходов и расходов областного бюджета Самарской области за 2005г. выявило, что наибольший удельный вес в составе доходов его бюджета занимают налоговые доходы, формируемые путем отчислений от федеральных налогов, таких, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др. Установлено, что сохраняется преобладающее значение прямых налогов и налогов со статусом федеральных. Анализ структуры неналоговых поступлений в областной бюджет Самарской области показал, что эти финансовые средства используется недостаточно эффективно. Прежде всего, нерационально используется имущество, находящееся в областной собственности.
По мнению автора, необходимы следующие организационные меры по разрешению проблемы неэффективного использования имущества, находящегося в областной собственности: увеличение поступлений по дивидендам по акциям предприятий, относящихся к областной собственности, от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности и от платежей государственных и муниципальных унитарных предприятий.
1. Бюджетный кодекс Российской федерации (принят 17 июля 1998 года).
2. Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2005 г» (принят Самарской Губернской Думой 21 декабря 2004 года)
3. Бюджетное послание губернатора Самарской области «Основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области на 2005 год»
4. Закон Самарской области от 30 июля 2001 года № 57-ГД «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области»
5. О бюджетной классификации: Федеральный закон РФ, 15.08.1996г., № 115-ФЗ (ред. от 06.05.2003) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32.-Ст. 3338.
6. Бюджетная система России : Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. / Под ред. Г. Б. Поляка. - М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 540 с.
7. А. М. Годин, И. В Подпорина. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации /Годин А. М , И.В. Подпорина-М.: Дашков и К*, 2002. - 352 с.
8. Налоги: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Д. Г. Черника.-5-е изд., перераб. и доп.-М. : Финансы и статистика, 2002. - 653 с.
9. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2003, № 11
10. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 1998, № 3.
11. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА»,2004.
12. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 340 с.
13. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2005, № 5.
14. Никулина Е.В. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов. // Менеджмент в России и за рубежом, 2003 №7 .
Схема 1. Действующая модель формирования доходов региональных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации)
Приложение 3
К Закону Самарской области «Об областном бюджете на 2005 год»
Структура расходов областного бюджета на 2005 год по направлениям расходов в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Код
Наименование раздела, подраздела функциональной классификации, направления расходов
Сумма, тыс. рублей
1
2
3
0100
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ
2 094 752
0105
Судебная система
107 038
0113
Резервные фонды
106 129
0300
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1 825 906
0400
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
5 115 337
0401
Общеэкономические вопросы
16 626
0402
Топливо и энергетика
59 210
0405
Сельское хозяйство и рыболовство
1 597 147
0407
Лесное хозяйство
23 674
0408
Транспорт
2 842 620
0410
Прикладные научные исследования в области национальной экономики
51 495
0500
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
424 988
0600
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
133 921
0700
ОБРАЗОВАНИЕ
4 837 374
0800
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
380 470
0900
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ
5 249 170
1000
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
4 314 561
1100
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ
9 834 028
1101
Финансовая помощь бюджетам других уровней
4 409 559
1103
Фонд муниципального развития
1 474 137
ВСЕГО РАСХОДОВ
34 210 507
Приложение № 2
к Закону Самарской области «Об области бюджете на 2005 год»
Поступление доходов в областной бюджет в 2005 году по основным источникам
Наименование источника
Сумма,
тыс. руб.
1 00 00000 00 0000 000
ДОХОДЫ
30 485 046
1 01 00000 00 0000 000
Налоги на прибыль, доходы
21 297 512
1 03 00000 00 0000 000
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
2 453 012
1 05 00000 00 0000 000
Налоги на совокупный доход
440 263
1 06 00000 00 0000 000
Налоги на имущество
4 523 440
1 07 00000 00 0000 000
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
751 249
1 08 00000 00 0000 000
Государственная пошлина
200624
1 09 00000 00 0000 000
Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
135 391
1 11 00000 00 0000 000
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
579 238
1 12 00000 00 0000 000
Платежи при пользовании природными ресурсами
89 817
1 14 00000 00 0000 000
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
7 000
1 16 00000 00 0000 000
Штрафы, санкции, возмещение ущерба
7 500
2 00 00000 00 0000 000
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
722 009
2 02 00000 00 0000 000
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов
2 02 02080 00 0000 151
Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан
516 765
2 02 02110 00 0000 151
Субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния
53 736
2 02 02200 00 0000 151
Прочие субвенции
68 766
2 02 01030 03 0000 151
Дотации на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления
82 742
ВСЕГО ДОХОДОВ
31 207 055
[1] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г №145–ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.12.2004 года №173–ФЗ).
[2] Уточнения в бюджетное устройство, бюджетные полномочия и в порядок разграничения бюджетных обязательств внесены Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» от 20 августа 2004 г. №120-ФЗ.
[3]Статья 1 Федерального закона о бюджетной классификации РФ (часть первая в ред. Федерального закона от 06.05.2003 N 53-ФЗ)
[4] Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибулла Хасаев.
Страницы: 1, 2, 3, 4