недостаточное развитие коллективных инвестиций;
относительно более высокая стоимость по отношению к другим способам привлечения денежных средств;
разочарование большей части инвесторов по отношению к фондовому рынку, недоверие к ценным бумагам, эмитентами которых является как государство, так и акционерные общества, как объектов инвестирования;
неуверенность инвесторов ввиду изменения политической ситуации;
слабая правовая и гарантийная защита инвестиций, отсутствие системы защиты прав собственности;
наличие на рынке государства, как эмитента, достаточно высокодоходных и надежных государственных облигаций (до 18 августа 1998 года это имело большое значение);
неразвитость отдельных составляющих инфраструктуры и субъектов рынка ценных бумаг;
неэффективность существующего механизма государственного регулирования рынка ценных бумаг;
отсутствие подготовленных кадров в области рынка ценных бумаг и низкая правовая культура потенциальных инвесторов.
Именно государству необходимо на данном этапе найти механизм решения вышеперечисленных проблем, связанных с выполнением функций рынка ценных бумаг, привлечения инвестиций как одного из факторов обеспечения экономической безопасности страны.
Как отмечено выше, одним из главных препятствий масштабных дополнительных эмиссий является противодействие держателей значительных пакетов акций, так как это ведет к уменьшению доли принадлежащих им ценных бумаг акционерного общества.
Среди вариантов решения данной проблемы, могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стимулированию дополнительных эмиссий. Конечно, можно дать налоговые льготы акционерным обществам, эмитируемым дополнительные акции. Однако, это не решит вопрос с точки зрения интересов акционеров владельцев контрольных пакетов акций. Потому что владелец крупного пакета, например, 30% акций общества решает многие вопросы, связанные с управлением предприятия. А при дополнительной эмиссии в целях привлечения уставного капитала доля (в варианте 30%) владельца крупного пакета уменьшается. Если еще учесть, что у многих акционерных обществ сегодня уставные капиталы минимальные, то инвестиций нужно гораздо больше. Но это не интересно владельцу крупного пакета и он проголосует против увеличения уставного капитала. Следовательно, необходимо учесть интересы владельцев крупных пакетов акций.
В этих целях целесообразно использовать в качестве инвестиционного ресурса земельные участки, занимаемые акционерными обществами, находящиеся в государственной собственности. В целях вовлечений в хозяйственный оборот земли в качестве инвестиционного ресурса государство (собственник земельных участков) может внести стоимость земельных участков, занимаемых акционерным обществом, в уставный капитал данных акционерных обществ в процессе проведения дополнительных эмиссий, их акций, опосредующих привлечение инвестиций. Таким образом, государство станет владеть определенным пакетом акций акционерного общества. Вариант очень реальный, если исходить из факта, что сегодня акционерные общества, не имея возможность выкупить землю, занимаемую данным акционерным обществом, заключают договор аренды с государством. А с точки зрения привлечения инвестиций вопрос "кому же принадлежит земля?", занимаемая данным акционерным обществом, самому хозяйственному субъекту или государству, становится важным. Поэтому само по себе решение о покупке земельных участков для акционерного общества в целом, для его дальнейшего развития, а не для держателей контрольных пакетов является жизненным. Видимо, здесь еще необходимо государству принять нормативный документ, обязывающий акционерные общества приобрести земельные участки, которые они занимают в силу своей деятельности.
Необходимо отметить, что сегодня нет законодательной возможности внесения стоимости земельных участков, занимаемых акционерными обществами, в оплату акций дополнительных эмиссий этих обществ.
Экономика большинства регионов России остро нуждается в оживлении инвестиционной деятельности, что, в свою очередь, делает особо актуальными проблемы функционирования регионального фондового рынка, главным предназначением которого должно стать привлечение средств в сферу производства.
К сожалению, важнейшие функции рынка ценных бумаг, традиционные для общемировой практики привлечение долгосрочных инвестиций в реальный сектор и информирование инвесторов о текущих тенденциях развития экономики, в условиях российской действительности практически не реализуются. Эта особенность фондового рынка наиболее заметна на региональном уровне. Тем не менее на территориях с достаточно развитыми промышленным и банковским секторами, имеющих потенциально привлекательные для инвесторов сферы вложения капитала есть реальные предпосылки для построения цивилизованного регионального рынка ценных бумаг при условии стабильной обстановки в стране и решения ряда проблем правового, организационного, информационного характера. Рассмотрим подробнее ситуацию на фондовом рынке и возможные пути решения тех проблем, которые тормозят его развитие.
Региональный рынок ценных бумаг характеризуется прежде всего своей обособленностью. Процессы, происходящие на крупных финансовых рынках страны, особенно московских, безусловно, оказывают на него свое влияние, но лишь в той мере, в какой местный рынок вовлечен в сферу их деятельности. Сегодня нет налаженного и устойчивого взаимодействия между этими секторами, что ограничивает возможности развития региональных фондовых рынков и вносит ряд особенностей в их функционирование.
Главное, что отличает региональный рынок от столичного, это отсутствие торговых фондовых площадок, из-за чего становится невозможным прямой доступ юридических и физических лиц к организованному рынку ценных бумаг. Это приводит к дополнительным издержкам инвесторов, снижая привлекательность для них операций с ценными бумагами. Отрицательной чертой регионального рынка является также слаборазвитая сеть профессиональных участников рынка ценных бумаг, что в определенной мере объясняется чрезмерно жесткими, а порой и невыполнимыми в региональных условиях требованиями, предъявляемыми Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР создана в 2004 году. Наряду с полномочиями ее предшественницы ФКЦБ были переданы функции по регулированию бирж и негосударственных пенсионных фондов) к профессиональным участникам.
Основными операторами регионального фондового рынка являются банковские учреждения, причем как местные, так и филиалы иногородних банков. Между тем банки не спешат получать лицензию профучастника, дающую им право заниматься брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, доверительным управлением ценными бумагами.
Пассивность региональных банков в отношении приобретения статуса профучастника рынка ценных бумаг связана прежде всего с несоизмеримостью затрат на осуществление этих видов деятельности и их доходностью. Отсутствие достаточного количества фондовых инструментов, низкая ликвидность корпоративных ценных бумаг, непредсказуемость макроэкономической и политической ситуации обуславливает осторожную и выжидательную позицию кредитных организаций в отношении тех направлений деятельности, которыми дает им право заниматься лицензия профучастника рынка ценных бумаг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11