Экономическая политика государства по-прежнему ориентирует банковские учреждения на работу с краткосрочными долговыми обязательствами.
Однако обращающиеся сегодня на рынке государственные ценные бумаги и векселя не могут служить источником долгосрочных инвестиций для региональных предприятий. Такие инвестиции может привлечь в производственные отрасли рынок корпоративных ценных бумаг, прежде всего обыкновенных и привилегированных акций организаций и предприятий, а также долгосрочных корпоративных облигаций. В 1999 г. наметилась тенденция роста объема операций банковских учреждений регионов с акциями предприятий и организаций, но потенциальные возможности этого сегмента рынка далеки от реализации, что обусловлено причинами как макроэкономическою характера, так и присущими исключительно фондовому рынку.
Инвестиционная привлекательность корпоративных ценных бумаг продолжает оставаться крайне низкой, за исключением, быть может, "голубых фишек". Поэтому банки во избежание убытков предпочитают заморозить свои вложения в корпоративные ценные бумаги. Важно, чтобы при этом инфраструктурные составляющие рынка ценных бумаг благоприятствовали положительным тенденциям в экономике. Первоочередными мерами по улучшению ситуации в этой сфере должны быть действия, направленные на снижение издержек участников рынка и устранение существующих инвестиционных рисков.
За годы приватизации региональными эмитентами было размещено множество выпусков ценных бумаг. Изменение законодательства привело к необходимости приведения эмиссионных документов в соответствие с требованиями ФСФР. Однако многими акционерными обществами эти действия предприняты не были. В целях выявления незарегистрированных выпусков ценных бумаг или зарегистрированных с нарушением законодательства необходима перерегистрация существующих обществ. Это снизит вероятность признания сделок купли - продажи ценных бумаг недействительными в связи с неправомерностью эмиссии.
Серьезной проблемой регионального фондового рынка является его информационная "закрытость". В настоящее время очень трудно получить сведения по многим вопросам деятельности участников рынка ценных бумаг.
Реализация права потенциальных инвесторов на получение информации о финансово-экономическом состоянии эмитентов является важнейшим условием формирования вторичного рынка корпоративных бумаг. В связи с чем большое значение приобретает создание полноценной базы данных по акционерным обществам регионов с доступом к ним через сеть "Интернет". Это даст возможность своевременно информировать инвесторов, в том числе физических лиц, о состоянии эмитентов, существенных изменениях в работе акционерных обществ, допущенных правонарушениях, незаконных схемах работы тех или иных компаний.
Ликвидность фондового рынка напрямую связана с издержками по перерегистрации прав собственности. Из-за малого количества профессиональных участников рынка ценных бумаг в регионах явно завышены расценки на оплату услуг регистраторов. Между тем высокие затраты не гарантируют инвесторам низкие риски при переходе прав собственности. Ведь по существующим правилам реестродержатель обязан исполнить поручение по переводу ценных бумаг с одного счета на другой, но не обязан контролировать оплату этих ценных бумаг получателем. Усугубляет ситуацию существующая система учета прав на именные ценные бумаги, которая изначально монополистична: у акционерного общества только один реестродержатель и обойти его невозможно. Не устраивает инвесторов и отсутствие единой системы регистрации прав на ценные бумаги.
Что касается снижения стоимости услуг профучастников рынка ценных бумаг, то решение этой проблемы требует формирования конкурентной среды на фондовом рынке региона. И здесь важно содействие регулирующих и административных органов появлению новых профучастников.
Высокая технологичность современного фондового рынка обязывает действующих на нем операторов иметь соответствующее программное и аппаратное обеспечение, каналы связи, доступ к различным базам данных. Это увеличивает стоимость "выхода" на рынок и затрудняет появление на нем новых компаний. Решение проблемы видится в создании и развитии региональных фондовых центров, которые могут осуществлять комплексное обслуживании юридических и физических лиц, т. е. одновременно оказывать услуги брокера, дилера, депозитария и финансового консультанта. Фондовые центры могут создаваться в качестве отдельной структуры, по могут и работать при кредитных организациях, обладающих необходимыми лицензиями.
С появлением привлекательных для населения фондовых инструментов станет актуальной организация центров мелкооптовой торговли ценными бумагами (подобных Московскому фондовому центру), где частные лица имели бы возможность с минимальным участием посредников заключать сделки, а также знакомиться с информацией о фондовом рынке, эмитентах ценных бумаг, получать необходимую консультацию. Работа таких центров будет способствовать росту доверия граждан к фондовому рынку и стимулировать процесс превращения сбережений в инвестиции.
До настоящего времени значительные затруднения возникали у региональных участников рынка ценных бумаг в связи с отсутствием в регионе органа федеральной власти, регулирующего эту сферу.
Участники регионального фондового рынка связывают с началом активной работы регионального отделения ФСФР надежды на улучшение ситуации в сфере регулирования и контроля на рынке ценных бумаг в регионах.
Важно, чтобы на местном уровне был разработан комплексный механизм контроля за соблюдением законодательства о ценных бумагах, защите прав инвесторов, эмитентов и профучастников рынка, который бы нашел отражение в нормативных документах региональных органов власти. Принятие таких документов повысит инвестиционную привлекательность региона.
Множество проблем фондового рынка вызвано неподготовленностью предприятий и организаций к работе с акционерами. В западной практике, до выхода на рынок ценных бумаг для привлечения инвестиционных ресурсов, компания обычно развивается за счет собственных ресурсов либо банковских кредитов. То есть на фондовый рынок выходит участник, который уже привлекал заемные средства и умеет работать с инвесторами. У нас же в ходе масштабной приватизации произошло все наоборот — эмитентами стали компании, которые не имели ни малейшего понятия о работе с внешними инвесторами и заемными средствами. Фондовый рынок им был нужен для передела собственности, а не для привлечения инвестиционных средств. Отсюда нарушения прав акционеров, манипуляции с реестром, сокрытие прибыли, мизерные дивиденды и, как следствие, исчезновение интереса мелких инвесторов практически к любым винам акций.
Особенно сложно преодолевать крайне скептическое отношение населения к фондовому рынку после скандально завершившейся деятельности компаний типа "финансовых пирамид". Объем реальных активов, приходившийся на одну ценную бумагу таких компаний, был очень мал. В результате, после их банкротства, инвесторы оставались ни с чем.
В интересах акционеров целесообразно законодательное закрепление положения о расчете предприятиями величины чистых активов, как это делается кредитными организациями (собственные средства, уменьшенные на резервы для покрытия просроченных долгов и обесценения ценных бумаг). Если данная величина станет меньше уставного капитала, то предприятие должно уменьшить размер уставного капитала. Информация о величине чистых активов предприятия, раскрываемая через средства массовой информации, позволит инвесторам принимать более взвешенные решения и снизит риски вложений, а также будет препятствовать выводу рабочих активов с предприятия.
В связи с тем, что с самого начала построение и развитие российского фондового рынка регулировалось множеством государственных ведомств, нынешняя его законодательная и нормативная база чрезмерно усложнена и объемна, содержит много противоречий и в целом не удовлетворяет требованиям участников рынка ценных бумаг. Достаточно сказать, что общий объем нормативных и законодательных актов, в той или иной мере затрагивающих вопросы функционирования рынка ценных бумаг, уже приближается к 11 тысячам страниц и их количество постоянно растет. Простой инвестор или менеджер предприятия не в состоянии отслеживать все изменения, что может привести к неприятным последствиям. Причем если многие вопросы слишком зарегулированы (например, процедура выпуска эмиссионных ценных бумаг), то другие аспекты функционирования фондового рынка, напротив, не охвачены законодательством (фьючерсы, опционы, складские свидетельства и т. д.). Все это вызывает у инвесторов боязнь использовать фондовый рынок для решения своих проблем.
Изменить законодательство, регламентирующее деятельность на рынке ценных бумаг, на уровне субъекта федерации практически невозможно. Но, как показывает опыт других регионов, развитию местных фондовых рынков способствует принятие ряда мер па региональном уровне. Помимо тех, о которых уже говорилось, Хотелось бы отметить важность таких факторов, как разработка законодательных и нормативных актов об инвестиционной деятельности на территории региона, принятие крупных целевых программ социальной направленности (жилье, связь, дороги и т. д.), способных привлечь средства всех категорий инвесторов на фондовый рынок и одновременно снизить бюджетные затраты, создание системы штрафов за нарушения федерального законодательства. Большое значение имеет разработка системы показателей эффективности работы предприятий, повышение информационной прозрачности эмитентов, организация просветительных программ по вопросам фондового рынка для населения, мелких эмитентов, корпоративных инвесторов и т. д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11