Рефераты. Фондовый рынок и его формирование в России: специфика, тенденции

Экономическая политика государства по-преж­нему ориентирует банковские учреждения на работу с краткосрочными долговыми обязательствами.

Однако обращающиеся сегодня на рынке госу­дарственные ценные бумаги и векселя не могут слу­жить источником долгосрочных инвестиций для ре­гиональных предприятий. Такие инвестиции может привлечь в производственные отрасли рынок кор­поративных ценных бумаг, прежде всего обыкно­венных и привилегированных акций организаций и предприятий, а также долгосрочных корпоративных облигаций. В 1999 г. наметилась тенденция роста объема операций банковских учреждений регионов с акциями предприятий и организаций, но потен­циальные возможности этого сегмента рынка далеки от реализации, что обусловлено причинами как макроэкономическою характера, так и прису­щими исключительно фондовому рынку.

Инвестиционная привлекательность корпора­тивных ценных бумаг продолжает оставаться край­не низкой, за исключением, быть может, "голубых фишек". Поэтому банки во избежание убытков предпочитают заморозить свои вложения в корпо­ративные ценные бумаги. Важно, чтобы при этом инфраструк­турные составляющие рынка ценных бумаг благо­приятствовали  положительным тенденциям в экономике. Первоочередными мерами по улучшению ситуации в этой сфере должны быть действия, на­правленные на снижение издержек участников рынка и устранение существующих инвестиционных рисков.

За годы приватизации региональными эмитен­тами было размещено множество выпусков ценных бумаг. Изменение законодательства привело к не­обходимости приведения эмиссионных документов в соответствие с требованиями ФСФР. Однако многими акционерными обществами эти действия предприняты не были. В целях выявления незарегистрированных выпусков ценных бумаг или зарегистрированных с нарушением зако­нодательства необходима перерегистрация сущест­вующих обществ. Это снизит вероятность при­знания сделок купли - продажи ценных бумаг не­действительными в связи с неправомерностью эмиссии.

Серьезной проблемой регионального фондово­го рынка является его информационная "закры­тость". В настоящее время очень трудно получить сведения по многим вопросам деятельности участ­ников рынка ценных бумаг.

Реализация права потенциальных инвесторов на получение информации о финансово-экономическом состоянии эмитентов является важнейшим условием формирования вторичного рынка корпо­ративных бумаг. В связи с чем большое значение приобретает создание полноценной базы данных по акционерным обществам регионов с до­ступом к ним через сеть "Интернет". Это даст воз­можность своевременно информировать инвесто­ров, в том числе физических лиц, о состоянии эмитентов, существенных изменениях в работе ак­ционерных обществ, допущенных правонарушени­ях, незаконных схемах работы тех или иных компа­ний.

Ликвидность фондового рынка напрямую свя­зана с издержками по перерегистрации прав собст­венности. Из-за малого количества профессиональ­ных участников рынка ценных бумаг в регионах явно завышены расценки на оплату услуг регистраторов. Между тем высокие затраты не гарантируют инвесторам низкие риски при переходе прав собственности. Ведь по существующим пра­вилам реестродержатель обязан исполнить поруче­ние по переводу ценных бумаг с одного счета на другой, но не обязан контролировать оплату этих ценных бумаг получателем. Усугубляет ситуацию существующая система учета прав на именные ценные бумаги, которая изначально монополистична: у акционерного общества только один реестродержа­тель и обойти его невозможно. Не устраивает ин­весторов и отсутствие единой системы регистрации прав на ценные бумаги.

Что касается снижения стоимости услуг проф­участников рынка ценных бумаг, то решение этой проблемы требует формирования конкурентной среды на фондовом рынке региона. И здесь важно содействие регулирующих и административных ор­ганов появлению новых профучастников.

Высокая технологичность современного фон­дового рынка обязывает действующих на нем опе­раторов иметь соответствующее программное и ап­паратное обеспечение, каналы связи, доступ к раз­личным базам данных. Это увеличивает стоимость "выхода" на рынок и затрудняет появление на нем новых компаний. Решение проблемы видится в создании и развитии региональных фондо­вых центров, которые могут осуществлять комплекс­ное обслуживании юридических и физических лиц, т. е. одновременно оказывать услуги брокера, дилера, депозитария и финансового консультанта. Фондовые центры могут создаваться в качестве отдельной струк­туры, по могут и работать при кредитных орга­низациях, обладающих необходимыми лицензиями.

С появлением привлекательных для населения фондовых инструментов станет актуальной органи­зация центров мелкооптовой торговли ценными бу­магами (подобных Московскому фондовому цент­ру), где частные лица имели бы возможность с ми­нимальным участием посредников заключать сдел­ки, а также знакомиться с информацией о фондо­вом рынке, эмитентах ценных бумаг, получать не­обходимую консультацию. Работа таких центров бу­дет способствовать росту доверия граждан к фондо­вому рынку и стимулировать процесс превращения сбережений в инвестиции.

До настоящего времени значительные затруд­нения возникали у региональных участников рынка ценных бумаг в связи с отсутствием в регионе ор­гана федеральной власти, регулирующего эту сферу.

Участники регионального фондового рынка связывают с началом активной работы региональ­ного отделения ФСФР надежды на улучшение си­туации в сфере регулирования и контроля на рынке ценных бумаг в регионах.

Важно, чтобы на местном уровне был разрабо­тан комплексный механизм контроля за соблюде­нием законодательства о ценных бумагах, защите прав инвесторов, эмитентов и профучастников рынка, который бы нашел отражение в нормативных доку­ментах региональных органов власти. Принятие та­ких документов повысит инвестиционную привлекательность региона.

Множество проблем фондового рынка вызвано неподготовленностью предприятий и организаций к работе с акционерами. В западной практике, до выхода на рынок ценных бумаг для привлечения инвестиционных ресурсов, компания обычно раз­вивается за счет собственных ресурсов либо бан­ковских кредитов. То есть на фондовый рынок вы­ходит участник, который уже привлекал заемные средства и умеет работать с инвесторами. У нас же в ходе масштабной приватизации произошло все наоборот — эмитентами стали компании, которые не имели ни малейшего понятия о работе с внеш­ними инвесторами и заемными средствами. Фондо­вый рынок им был нужен для передела собствен­ности, а не для привлечения инвестиционных средств. Отсюда нарушения прав акционеров, ма­нипуляции с реестром, сокрытие прибыли, мизер­ные дивиденды и, как следствие, исчезновение ин­тереса мелких инвесторов практически к любым винам акций.

Особенно сложно преодолевать крайне скеп­тическое отношение населения к фондовому рынку после скандально завершившейся деятельности ком­паний типа "финансовых пирамид". Объем реальных активов, приходившийся на одну ценную бумагу таких компаний, был очень мал. В результате, после их банкротства, инвесторы оставались ни с чем.

В интересах акционеров целесообразно законо­дательное закрепление положения о расчете пред­приятиями величины чистых активов, как это де­лается кредитными организациями (собственные средства, уменьшенные на резервы для покрытия просроченных долгов и обесценения ценных бумаг). Если данная величина станет меньше уставного капитала, то предприятие должно уменьшить раз­мер уставного капитала. Информация о величине чистых активов предприятия, раскрываемая через средства массовой информации, позволит инвесто­рам принимать более взвешенные решения и снизит риски вложений, а также будет препятствовать выводу  рабочих активов с предприятия.

В связи с тем, что с самого начала построение и  развитие  российского фондового рынка регулировалось множеством государственных ведомств, нынешняя его законодательная и нормативная база чрезмерно усложнена и объемна, содержит много противоречий и в целом не удовлетворяет требова­ниям участников рынка ценных бумаг. Достаточно сказать, что общий объем нормативных и законода­тельных актов, в той или иной мере затрагивающих вопросы функционирования рынка ценных бумаг, уже приближается к 11 тысячам страниц и их количество постоянно растет. Простой инвестор или менеджер предприятия не в состоянии от­слеживать все изменения, что может привести к неприятным последствиям. Причем если многие вопросы слишком зарегулированы (например, про­цедура выпуска эмиссионных ценных бумаг), то другие аспекты функционирования фондового рын­ка, напротив, не охвачены законодательством (фью­черсы, опционы, складские свидетельства и т. д.). Все это вызывает у инвесторов боязнь использовать фондовый рынок для решения своих проблем.

Изменить законодательство, регламентирующее деятельность на рынке ценных бумаг, на уровне субъекта федерации практически невозможно. Но, как показывает опыт других регионов, развитию местных фондовых рынков способствует принятие ряда мер па региональном уровне. Помимо тех, о которых уже говорилось, Хотелось бы отметить важность таких факторов, как разработка законодательных и нормативных актов об инвестиционной деятельности на территории региона, принятие крупных целевых программ социальной направленности (жилье, связь, дороги и т. д.), способных привлечь средства всех категорий инвесторов на фондовый рынок и одновременно снизить бюджетные затраты, создание системы штрафов за наруше­ния федерального законодательства. Большое значение имеет разработка системы показателей эффективности работы предприятий, повышение информационной прозрачности эмитентов, организация просветительных программ по вопросам фондового рынка для населения, мелких эмитентов, корпоративных инвесторов и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.