|
Любое предприятие, фирма, организация состоит из их внутренних элементов. К основным элементам внутренней среды организации относятся:
- миссия организации
- цели
- деловая стратегия
- люди
- структура
- ресурсы
- технологии.
Ниже представлена схема взаимодействия этих элементов:
Из схемы мы видим, что все эти элементы взаимосвязаны и если произойдет изменение одного из этих, то это повлечет и изменение других.
Всякая организация имеет свое предназначение, т.е. это можно выразить как Миссия организации. Мое предприятие стремится производить такую продукцию, которая была бы доступна всем слоям населения, удовлетворяла бы все запросы и была бы высококачественной.
Для достижения своей миссии любая организация должна ставить определенные цели, которые бы регулировали ее деятельность. Эти цели должны быть общими как для управленческого, так и для исполнительного состава.
Система ценностей фирмы. Создание ценностей - есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение групповых или индивидуальных потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Процветающее предприятие - это предприятие получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Владельцы (либо акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таким использованием собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности (дивиденды, акции). Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, долгосрочных с ним отношений, а также в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей же высшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.
Общественное признание, в свою очередь, дает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и услуг, и в конечном итоге увеличивать свою прибыль.
Основным рабочим инструментом в реализации целевых функций предприятия, является рыночная стратегия, в рамках которой реализуется конкурентные преимущества предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия.
Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из стратегий поведения на рынке.
После того как рыночная стратегия проведена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, направленное на достижение целей предприятия.
I этап планирования
Анализ внешней среды, то есть политическая и экономическая ситуация в стране, анализ отрасли (темпы роста. Цикличность, финансовые характеристики), анализ рынка (тактика продаж, реклама, цены), анализ спроса (изменяемость, длительность, устойчивость), анализ ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).
II этап планирования
Оценка потенциальных возможностей предприятия. Это позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, обеспечение принятия грамотных решений.
III этап планирования
Выбор вариантов развития предприятия (составление бизнес-плана: описание товаров и услуг, производственный (организационный) план, маркетинговый и финансовый планы).
2. Внутрихозяйственная структура предприятия и оборот его производственных фондов.
Главная задача предприятия — удовлетворять в чем-либо общественной потребности данного региона, получая при этом прибыль, за счет которой и удовлетворяются социальные и экономические интересы данного коллектива и собственника имущества предприятия.
Каждое предприятие, фирма, объединение независимо от форм собственности действует на основе хозяйственного (коммерческого) расчета. Принципы хозрасчета:
1) самофинансирование;
2) самообеспечение;
3) материальная заинтересованность;
4) экономическая ответственность;
5) свобода хозяйственной деятельности;
6) конкуренция между товаропроизводителями, контроль за их хозяйственной деятельностью.
Коммерческий расчет — это экономическая категория товарного производства, которая отражает сложную систему экономических отношений, возникающих в процессе использования средств производства, реализации продукции, при распределении и использовании полученного дохода, прибыли.
Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей повышения стабильности работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и одновременно с этим мало изученным фактором является создание внутрихозяйственной (относительно предприятия) инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи интересов отдельных работников и коллективов, социально-психологической обстановке. Недостаточное уделение внимания этим требованиям как при создании новых, так и в процессе организации функционирования действующих предприятий приводит к тому, что оснащение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкой экономической эффективностью.
Анализ опыта работы процветающих фирм в развитых странах приводит к выводу, что их стабильно высокие результаты определяются обеспечением взаимодействия технологических, организационных и социальных элементов производства, которое достигается благодаря реализации новой концепции развития экономики. Основу этой концепции составляет ориентация управления на человека, в отличие от применяемых долгое время методов, при которых главными объектами управления были комплексы машин и технологические процессы.
Интеграция технологических, организационных и социальных процессов достигается путем создания внутрихозяйственной социальной инфраструктуры, основу которой составляет набор факторов, формирующихся в результате выполнения комплекса социальных требований. По своей экономической природе структура предприятия представляет собой составную часть производственных сил общества, которая исполняет функции обеспечения условий эффективного развития данной производственной системы.
С целью обеспечения эффективного функционирования объективных и субъективных факторов производства (способов производства и рабочей силы) две составные части внутрихозяйственной структуры предприятия следует рассматривать отдельно: собственно производственную (призванную обеспечить условия для нормального функционирования объективных факторов) и социальную. Последняя представляет собой часть средств производства, условий труда и быта, способных обеспечить рациональную организацию трудовой деятельности, повышения профессионального уровня работников, охрану и укрепление их здоровья, удовлетворенность трудом и его результатами, возможность работать с полной отдачей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.