Рефераты. Финансовый механизм предприятия

Ø                Планирование в финансовом механизме представляет собой процесс выработки плановых заданий составления графика их  выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением. Планирование — это, прежде всего, процесс администрирования, т. е. он носит директивный характер.

Ø                Стимулирование в финансовом механизме выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов.

Стимул  (лат. Stimulus, остроконечная палка, которой погоняли животных) — это побуждение к действию, побудительная причина. К финансовым стимулам относятся цены, кредит, использование прибыли и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, дивиденды, премии, финансовые санкции и т. п.

Финансовые стимулы воздействуют как на трудовую деятельность отдельного работника (его инициативу творческую активность и  производственную дисциплину и т. п.), так и на эффективность  производственного и торгового процессов (получение чистой  прибыли, т. е, прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, доходов от вложения капитала, снижение стоимости заемного капитала и др.).

Таким образом, в финансовом механизме соединяются в единое целое процессы администрирования и стимулирования.

2.3 Элементы финансового механизма предприятия.

В структуру финансового механизма входят шесть взаимосвязанных элементов: финансовые отношения, финансовые рычаги и инструменты, финансовые методы, правовое, нормативное и информационное обеспечение.


2.3.1 Финансовые отношения.

Финансовые отношения предприятия можно объединить в четыре группы, при этом две группы относятся к внешним финансовым отношениям предприятия - отношения с другими предприятиями и организациями, отношения с финансово-кредитной системой, а две к внутренним - отношения внутри коммерческого предприятия, отношения внутри объединений фирм.

Внешние

Внутренние

1. Отношения с другими.

предприятиями и организациями

2. Отношения с финансово-

кредитной системой.

1. Отношения внутри фирмы.

2. Отношения внутри объединений

Фирм.


            Так же  финансовые отношения охватывают:

·          отношения с другими предприятиями и организациями. Это большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и соответственно прибыль. Правильная организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности.         

·          отношения с финансово-кредитной системой многообразны. Прежде всего, это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений, а также отношения с учреждениями инфраструктуры финансового рынка (кредитными организациями, страховыми компаниями, фондовыми и валютными биржами, инвестиционными фондами и компаниями и т.п.).

·          отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию финансовых и экономических рисков;

·          отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами;

·          отношения с инвестиционными институтами по размещению инвестиций;

·          отношения с филиалами и дочерними предприятиями;  

·          отношения с персоналом предприятия;   

·          отношения с акционерами предприятия;

·          отношения с налоговой службой;         

·          отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.

Общим для всех перечисленных видов отношений является то, что они выражены в денежной форме и представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств.

 Не менее важным является также то, что они возникают как результат определенных хозяйственных операций, инициированных самим предприятием. Поэтому состояние финансов фирмы определяется, прежде всего, состоянием ее производственно-хозяйственных характеристик. Но справедливо и обратное утверждение, а именно — правильная, рациональная организация финансов фирмы является определяющим, глазным фактором ее успешной производственно-хозяйственной детальности.

2.3.2 Финансовые рычаги, инструменты.

Финансовые рычаги представляют собой инструменты. Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.

Финансовые активы включают в себя: денежные средства; контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансового актива; контрактное право обмена финансовыми инструментами с другой фирмой на выгодных условиях; акции других предприятий.
         К финансовым обязательствам относятся: контрактное обязательство выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию; контрактное обязательство обменяться финансовыми инструментами с другой фирмой на потенциально невыгодных условиях (например, вынужденная продажа дебиторской задолженности).
         Таким образом, финансовые инструменты — документы, имеющие денежную стоимость (или подтверждающие движение денежных средств), с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные, или производные. К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и др..
         Становление активной рыночной среды приводит к формированию и использованию в предпринимательской деятельности производных финансовых инструментов, т.е. производных от базовых инструментов, применяемых в банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

2.3.3 Финансовые методы.

Финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. Они действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.

Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на тенге капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином  инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

К финансовым методам относятся:  

·                   финансовый учет;

·                   анализ;

·                   планирование;

·                   прогнозирование;

·                   финансовый контроль;

·                   финансовое регулирование;

·                   система расчетов;

·                   кредитование;

·                   налогообложение;

·                   материальное стимулирование и ответственность;

·                   страхование;

·                   залоговые операции;

·                   трансфертные операции;

·                   трастовые операции;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.