Рефераты. Финансовый менеджмент. Основа обеспечения устойчивой позиции на рынке

Финансовый менеджмент. Основа обеспечения устойчивой позиции на рынке

 

Введение


         Менеджмент – от английского слова «managa» - управлять. Следовательно, финансовый менеджмент  - управление финансами, т.е. процесс управления денежным оборотом,  формированием и использование финансовых ресурсов предприятий. Это так же система форм, методов и примеров, с помощью которых осуществляется управление  денежным обороте  и финансовыми ресурсами.

         Данная курсовая работа ставит цель изучение  финансового менеджмента  как инструмента позволяющего обеспечить устойчивую позицию на рынке.

         Развитие рыночных отношений в стране  обусловило повышение роли финансов в целом и отраслевых финансов в частности. Финансы предприятий стали  основным показателем, характеризующие конечные результаты  их деятельности. Количественные и качественные  показатели финансового состояния  предприятия определяют  его место на рынке  и способность функционировать в экономическом пространстве. Все это привело к повышению роли управления финансами  в общем процессе управления экономикой.

         Переход к рыночной экономике  потребовал новых подходов к управлению  финансами, способствовал рождению новой специальности  в сфере управления – финансового менеджера. Руководитель финансовой службы предприятия- финансовый менеджер – должен  быть высокообразованным,  творчески мыслящим специалистом  с широким кругозором,  знающим и умеющим применять  в своей  работе результаты  развития таких наук, как финансы, статистика, бухгалтерский учет,  финансовый  и экономический  анализ, ценообразование налогообложение и т. д.

         Не менее важным для предприятия является проблема управления его инвестициями. Вопросы управления капитальным  вложением  и портфелем  ценных бумаг. В условиях рыночной экономики деятельность

финансового менеджера  не мыслима без финансового анализа, определения финансового состояния предприятия, ликвидности его баланса,  анализа и расчета финансовых рисков,  оценка потенциального банкротства,  учета фактора времени в финансовых расчетах.

         Наибольшую  актуальность данная тема приобрела в начале 90-х годов, после перехода России с административно – командной  экономики на рыночные отношения (рыночную экономику). С началом рыночных отношений эффективное управление финансами стало одной из острых проблем ставших на пути юридических и физических лиц. Так например многие гиганты отечественной промышленности после начала рыночных отношений не смогли завоевать ранки сбыта, найти партнеров, поставщиков сырья, эффективно управлять финансами  и следовательно не могли нормально функционировать, многие банкротились. Основной ошибкой которые допустили экономисты   того периода, было применение так называемой «шоковой терапии» т.е. резкого перехода на рыночные отношения после которого произошло резкое расслоение населения России на очень богатых и очень бедных.

         Цель данной курсовой работы  - раскрыть понятие финансового менеджмента, механизм управления финансовыми ресурсами  при помощи которых предприятия эффективно управляют финансовыми ресурсами, что способствует получению прибыли – основной цели коммерческих предприятий, который характеризует эффективность управления  предприятием в.т.ч. финансовыми ресурсами.

         Курсовая работа  состоит из 5 глав: в первой  главе раскрывается понятие финансового менеджмента, дается определение  ключевых понятий, функции финансов; во второй – объекты финансового менеджмента, задачи финансового менеджмента; в третьей – субъекты финансового менеджмента, организация служб финансового менеджмента, профессиональная роль и облик финансового менеджера; в четвертой – информационная  база финансового менеджмента, т.е. откуда берется информация  для     финансового    анализа; в пятой – финансовый


анализ на предприятии, назначение финансового анализа,  методы и инструментарий финансового анализа, коэффициенты.   

         Наиболее полно и подробно данную тему раскрывают книги  Балабанова И.Т. Основы финансового менеджмента и Финансовый менеджмент под редакцией Г.Б.Поляка. Хотелось бы отметить, что   основная часть курсовой работы написаны опираясь именно на эти книги.

  

1.          ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1                              Финансовый менеджмент как система и механизм управления финансами

Финансы – Обширная  область знания  и практической деятельности, требующая специализации.  В настоящее время можно выделить пять  наиболее крупных сфер функционирования финансов:

I.            финансы государственные;

II.         финансы отраслевые;

III.      кредит и денежные обращения;

IV.      страхование;

V.         рынок ценных бумаг.

Финансовый менеджмент охватывает все направления, но более всего реализуется в сфере II  «Финансы отраслевые». Английский термин  «financial management»  буквально переводится как «финансовые управления», т.е. как один из методов управления, а согласно нашему переводу  «управление финансами» Эти два  термина  одинаково означают  развитие от наиболее  простого к более сложному, т.е.  финансов к финансовому менеджменту.

       Финансы определяются как система денежных отношений, выражающаяся в образовании доходов, осуществлении расходов, контроле эффективности  названных процессов, или конкретнее контроле эффективности  социального и экономического  развития. Здесь же отметим, что в самом узком и чисто финансовом смысле  эффективность предполагает  безубыточность, прибыльность, рентабельность, а точнее  - неснижающуюся, растущую рентабельность. Однако заметим, что приведенное  определение  категории финансов применимо ко всем уровням  иерархии  в обществе и ко всем  сферам  функционирования финансов  с изменениями не содержания данной формулировки, а состава образуемых,  распределяемых и перераспределяемых денежных ресурсов, заключаемых в централизованные  децентрализованные денежные фонды, последние предполагают накопление, обособление и целевое направление на  определенные расходы. Необходимость этого  очевидна: деньги  - абстрактны, они – всеобщее покупательное средство; любой денежный фонд, если средствам  из него не придать  строго целевое направление использования, можно истратить практически на любую потребность. Иными словами, денежные фонды, как и ресурсы, имеют единое назначение – служить источником определенных  (финансовым законодательством или управляющим решением)  расходов, вложений,  затрат. Тем не менее понятие финансовых ресурсов  - шире денежных фондов. Их  можно определить как целенаправленную совокупность  денежных средств,  способных к высвобождению  (мобилизации)  или дополнительной  загрузке в оборот (иммобилизация), в отличие  от денежных фондов, формируемых за счет ресурсов, но предполагающих относительно стабильность.

Что касается определения финансового менеджмента, то оно  связано  с понятием механизма  управления финансами, или финансового механизма, как  активной составной  части хозяйственного менеджмент.  Его можно определить  как комплекс экономических форм и методов  управление  процессом производства на всех иерархических уровнях. А финансовый механизм – это комплекс финансовых  форм и методов управления  процессом  социально экономического развития общества (соответственно – всех его ячеек). Такая трактовка  одновременно  включает финансовый механизм  в хозяйственный и выводит  его за рамки последнего. Если  хозяйственный механизм – преимущественно  базисная категория, то    финансовый механизм, как  и сами  финансы, функционирует и в базисной, и в надстроечной сферах, являясь связующей их категорией.

 



 

1.2.         Функции финансов и их проявление в работе финансового менеджмента

Известно, что сущность той или иной  категории отражается в ее функциях. Рассмотрим  их проявление  в работе финансового менеджера.

В финансовой литературе сложилось  две  основные  позиции по этому вопросу.

1.    финансы имеют две функции  - распределительную и контрольную;

2.    финансы имеют три  функции:  образование доходов (накопление капитала); осуществление расходов – распределительная; контроль эффективности использования капитала.

Вторая позиция представляется  наиболее обоснованной; она расширительно толкует  распределительную функцию,  что вытекает из сущности  категорий  финансов. Естественно, предпосылкой  распределения и его началом служит поступление доходов (накопление капитала) -  образование ресурсов, формирующих фонды денежных средств.

Итак, первая функция проявляется  в работе финансового  менеджера   через  своевременную и полную концентрацию  финансовых ресурсов в фондах денежных средств. Причем, имеются в виду  не только децентрализованные  фонды в отрасли, объединениях, на предприятиях, но и централизованные фонды государства, в том числе федеральный и нижестоящие бюджеты и фонды кредитных ресурсов государственных и не государственных структур.

Именно полная и своевременная  мобилизация  финансовых ресурсов в определенные фонды денежных средств и составляет первостепенную задачу всех звеньев финансово – кредитной системы  и в особенности ее базового звена – службы финансового менеджера предприятий материального производства.  В самом деле, недопоступление доходов (выручки от реализации,  прибыли и прочих) по причине, неплатежей или задержки  платежей предприятий – контрагентов  сразу нарушит  финансирование  всех производственных затрат и инвестиций, социальных выплат, что, естественно, потребует от финансового менеджера изыскания источников компенсации подобных  прорывов и принятие мер  финансового воздействия  для ликвидации и предотвращения  таких ситуаций.

Один из главных принципов финансового менеджера  «время деньги»  трактует необходимость своевременного  поступления доходов и  связана с возникновениями  на практике платежами «пиками», цепочками неплатежей, их негативным и последствиями.

Другим проявлением первой функции  служит  стимулирование  роста финансовых   ресурсов, в том числе денежных накоплений.  Здесь ведущее место принадлежит управляющим решениям  финансового  менеджера.  Следует отметить, что  понятие стимулирования, или мотивации, не ограничивается индивидуальным  или коллективным материальным поощрениям или депремированием, но распространяется на интерес  всех участников производства,  включая отраслевые,  кредитные и даже не финансовые  звенья,  органы власти в центре и на местах, к повышению эффективности  и к научно – техническому совершенствованию производства, ибо  эта мотивация обеспечивает рост и надежность доходной базы хозяйствования. При этом речь идет о всей системе  финансовых  стимулов и рычагов:  проценте за кредит, ставок налогов, налоговых льгот, штрафах, а также  о соответствии  реальных  денежных  доходов техника–экономическим,  натуральным и финансовым показателем бизнес-плана.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.