Денежный поток от финансовой деятельности состоит из получения и возврата долгосрочных и краткосрочных ссуд, кредитов и займов; денежных средств, связанных с привлечением дополнительного акционерного или паевого капитала через выпуск акций, облигаций; получения и выплаты дивидендов, процентов и других денежных потоков, связанных с осуществлением внешнего финансирования хозяйственной деятельности предприятия. Чистый денежный поток от финансовой деятельность должен увеличивать денежные средства компании для обеспечения основной и инвестиционной деятельности. Для использования в процессе управления более точной и объективной информацией целесообразно составлять такие бюджеты денежных потоков как по предприятию в целом, так и по центрам ответственности. Система учета ответственности включает в себя классификацию центров по предмету ответственности:
· Центр затрат – подотчетен только за затраты;
· Центр продаж – подотчетен только за выручку;
· Центр прибыли – подотчетен за затраты и за обеспечение выручки;
· Центр инвестиций – подотчетен за затраты, выручку и инвестиции.
Составление бюджетов денежных потоков по центрам ответственности позволит выявить скрытые возможности внутреннего финансирования, необходимые [12], но неявные потребности в финансовых ресурсах, а так же повысить эффективность самого процесса управления, поскольку данный подход повышает ответственность менеджеров.
Бюджетирование денежных потоков необходимо не только для планирования притоков и оттоков денежных средств во времени, но и для принятия эффективных оперативных управленческих решений. Оценка точности прогноза, уровня расчетных показателей максимально точные плановые расчеты по денежным потокам возможны с использованием гибких оперативных бюджетов. Процесс постоянного бюджетирования без жесткого закрепления за периодом планирования позволяет в не зависимости от текущего месяца всегда знать перспективу на год вперед и оптимизировать деятельность предприятия.
2. Финансовое планирование в системе
бюджетирования
В экономической литературе проводится достаточно четкое различие между понятиями «план» и «бюджет». Первый термин понимается в более широком смысле и включает в себя весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных количественных оценок, но и путем перечисления ряда процедур, формализация которых невозможна. Бюджет – более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, как правило, в стоимостном выражении.
С позиции количественных оценок, планирование текущей деятельности предприятия заключается в построении основного бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Процесс построения таких бюджетов в долгосрочной и краткосрочной перспективе называется бюджетированием [13].
Основной бюджет – это финансовое количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.
Основной бюджет (или общий, генеральный – master budget) состоит из трех обязательных финансовых документов:
· прогноза отчета о прибылях и убытках;
· прогноза отчета о движении денежных средств;
· прогноза балансового отчета.
Процесс бюджетирования условно может быть разделен на две составные части:
· подготовка операционного бюджета;
· подготовка финансового бюджета.
Операционный бюджет состоит из:
· бюджет продаж;
· бюджет производства;
· бюджет производственных запасов;
· бюджет прямых затрат на материалы;
· бюджет производственных накладных расходов;
· бюджет прямых затрат на оплату труда;
· бюджет коммерческих расходов;
· бюджет управленческих расходов;
· прогнозный отчет о прибыли.
Финансовый бюджет состоит из:
· Бюджета капитала (инвестиционный бюджет);
· Бюджета потока денежных средств (Приложение 2);
· Прогнозного баланса.
Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные цели. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижения целей невыгодны для предприятия.
Для оценки приемлемости и достижимости бюджетов применяются инструменты финансового анализа и диагностики. Диагностика состояния предприятия – это инструмент, который позволяет оценить эффект (улучшение или ухудшение положения) и эффективность (например, соотношение «затраты – объем продаж») принятых бюджетов.
При составлении бюджетов рекомендуется применять документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, что значительно облегчает составление бюджетов и упрощает сравнение плановых и фактических данных. Рекомендуется также составлять бюджет на три года вперед с разбивкой в первый год по месяцам.
Бюджет продаж.
Прогноз объема продаж – это необходимый предварительный этап работы. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными. Факторы, влияющие на прогноз объема продаж, следующие:
· объем продаж предшествующих периодов;
· производственные мощности;
· зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и других;
· относительная прибыльность продукции;
· изучение рынка, рекламная компания;
· ценовая политика, качество продукции;
· конкуренция;
· сезонные колебания;
· долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.
Надежность прогноза продаж повышается в результате использования комбинации экспертных и статистических методов:
· функциональный метод – информация о прогнозах поступает от руководителей отделов к директору по маркетингу, который является ответственным за точность прогноза и составление бюджета продаж. Недостаток метода – высокая степень субъективности оценок;
· статистические методы – трендовый, корреляционный, регрессионный и другие виды анализа, которые позволяют сделать прогноз на основе существующих тенденций развития, но не позволяют предвидеть возможные качественные изменения;
· групповое принятие решений – участвует руководство компании, начальники ПДО, ОМТС, финансового отдела и другие. Достоинство метода – простота и скорость принятия решения. Недостаток – распыляется ответственность.
При прогнозировании продаж в терминах «товар - рынок» могут рассматриваться четыре вида прогнозов (Рисунок 2):
Рисунок 2: Четыре вида прогнозов объемов продаж
· базовый прогноз, скорее всего, окажется наиболее надежным, так как на него не влияют погрешности, связанные с освоением новых рынков и выпуском новых продуктов;
· прогноз А менее вероятен, чем базовый, что связано со сложностью получения достоверной оценки поведения потребителей на новых рынках;
· прогноз B менее вероятен, чем А, из-за субъективности оценки потребностей в новых продуктах: мнения торговых агентов, экспертов;
· прогноз С менее вероятен, чем B, из-за высокой степени неопределенности объемов продаж новых продуктов на новых рынках. При этом очень высока степень риска получить доход значительно ниже планируемого.
Бюджет продаж – это первый и самый важный шаг в составлении основного бюджета. Оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Бюджет продаж должен отражать месячный и квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях [7, c. 123]. Он составляется с учетом уровня спроса на продукцию компании, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов.
Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потока денежных средств. Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и так далее, с учетом безнадежных долгов.
Бюджет коммерческих расходов.
Расчет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж.
Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. Исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.
Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются: типы продукции, типы покупателей и география сбыта.
Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. Поэтому ответственный исполнитель, обычно директор по маркетингу, должен четко определить где, когда и как должна быть проведена рекламная компания и сколько потратить на неё, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5