Рефераты. Финансовое стимулирование привлечения иностранного капитала в национальную экономику Республики Узбе...

Налоговая система, действующая в республике, оказывает значительное влияние на привлечение иностранных инвестиций. Ведущие эксперты международных организаций, изучавшие влияние налоговой политики на интенсивность иностранных инвестиций, доказали, что в рамках определенной системы налогообложения стимулы, направленные на привлечение иностранных инвестиций, часто имели второстепенное значение по сравнению с более общими характеристиками налогового законодательства.

К основным факторам благоприятной для инвесторов налоговой политики нужно отнести следующие:

       

1.                 Уровень налогового бремени. Общий уровень налогового бремени, несомненно, влияет на привлекательность страны для иностранных инвесторов. Он складывается из совокупности всех видов налогов, уплачиваемых совместными и иностранными предприятиями. Если оценивать уровень налогообложения предприятий с и иностранными инвестициями в нашей республике, то можно утверждать: он считается средним в сравнении с другими государствами, т.е. в ряде государств налоговое бремя, приходящееся на эти предприятия, ниже, в других выше, где для всех хозяйствующих субъектов предусмотрен общий режим налогообложения. При определении привлекательности стран для иностранных инвесторов недостаточно просто сравнить их налогообложения, поскольку, во-первых, налоговые доходы являются конечным источником фондов для большинства правительственных расходов и играют явную и решающую роль в выравнивании расходов и доходов. Так, более низкие доходы, ведущие к бюджетному дефициту, который снижает макроэкономическую стабильность, могут играть отрицательную роль при решении задачи привлечения инвестиций; во-вторых, если доходы тратятся на цели, которые уменьшают расходы и способствуют развитию деятельности, создающей доходы, то расходы эффективно компенсируют отрицательное влияние на налогообложение. Расходы на здравоохранение могут уменьшить стоимость частной системы здравоохранения и привести к снижению требованной повышения заработной платы или уменьшению расходов предприятий на страхование от болезней. Расходы по улучшению инфраструктуры транспорта и коммунального обслуживания страны могут уменьшить расходы компаний и увеличить их прибыльность. По этим причинам, если учесть опыт стран ОЭСР, общий уровень налогообложения экономики свидетельствует об относительной экономической эффективности.

Рассматривая, какие налоги согласно действующему законодательству Республики Узбекистан уплачивают предприятия с иностранными инвестициями, следует отметить, что они являются плательщиками практически всех видов налогов, которые уплачивают юридические лица. Различие в режиме налогообложения предприятий с иностранными инвестициями в отличие от режима налогообложения других юридических лиц республики состоит только в налоге, который предприятия с иностранными инвестициями уплачивают с получаемого дохода, поэтому, поскольку в данной главе рассматриваются особенности налогообложения иностранных юридических лиц, то остановимся именно на этом налоге.

2.                      Объект налогообложения для предприятий с иностранными инвестициями, представительств, филиалов и дочерних предприятий инофирм, а также иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в РУ. Объектом налогообложения является валовый доход, исчисленный для целей налогообложения, представляет собой сумму выручки от реализации продукции, иных материальных ценностей и результатов от внереализационных операций.

Доходы предприятий, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению в полном объеме по совокупности с выручкой, полученной в национальной валюте, пересчтитываются в национальную валюту Республики Узбекистан, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия.

Завершая обзор системы льгот и преференций, следует подчеркнуть, что льготы сами по себе являются одним, причем не самым главным, мотивом при принятии инвестором решения о размещении своих средств. Основными же причинами являются следующие:


Ø     политическая и экономическая стабильность;

Ø     емкость и перспективы роста рынка;

Ø     стоимость продукции;

Ø     квалификация рабочей силы;

Ø     существующие в стране процедуры регулирования.


Поэтому важно систематически работать над совершенствованием инвестиционного климата в Узбекистане, формированием гибкой экономической политики в области привлечения иностранных инвестиций, которая должна быть комплексной системой стратегических, фундаментальных подходов и оперативного реагирования на постоянно - меняющуюся экономическую ситуацию в стране и в мире.


































3.     Проблемы в связи с привлечением иностранного капитала в экономику РУ.

Однако необходимо помнить о тех проблемам, с которыми уже сталкивались другие страны в связи с привлечением иностранного капитала.

Во-первых, иностранный предпринимательский капитал вкладывается в национальную экономику одноразово (при покупке или создании производства), в то время как репатриация прибыли происходит постоянно, и рано или поздно наступает момент уравнивания ввезенного и вывезенного капитала. Вопрос о реинвестировании достаточно деликатен, и его решение зависит от большого количества факторов, в частности, от общего инвестиционного климата в стране и условий конвертируемости национальной валюты.

Во-вторых, иностранный предпринимательский капитал, приходит, как правило, в те отрасли национальной экономики, где возможна максимальная прибыль, что может вызвать непропорциональное с точки зрения национальных интересов развития отраслей. Кроме того, встает вопрос об экологически «грязных» иностранных предпринимателях, которые вывозятся из более развитых стран с более строгими экологическими нормами в менее развитые страны с низкими экологическими требованиями.

Анализ качественных показателей проникновения иностранного капитала в республику также наводят на некоторые размышления. Несмотря на высокий уровень открытости отечественной экономики и существование целого ряда льгот, определяющих в совокупности достаточно благоприятный инвестиционный климат, удельный вес объема продукции, работ и услуг, произведенных с участием иностранного капитала, не сталь значителен, хотя и наблюдается его определенный рост: в 1995 г. он составил лишь 2,4% к ВВП, в 1996 г. – 6%, а в 1997 г. – 12,5%. Объем продукции совместных предприятий, отправленной на экспорт, составил в 1997 г. только 8,3% от общего объема республиканского экспорта (при этом их импорт составил 36% от общего объема импорта республики).

Предприятия создаются в основном в сфере инфраструктуры. В связи с этим обостряется вопрос выбора приоритетных отраслей для привлечения иностранных инвестиций. Если цель – создать мощный экспортный потенциал, то это – добывающие и перерабатывающие отрасли, предприятия с высокими технологиями. Если цель – развивать импортозамещение, то приоритет следует отдать производству товаров народного потребления, сельскому хозяйству, пищевой промышленности, машиностроению и приборостроению, производству лекарств, фармацевтического оборудования и т.д. Если же первоочередная задача – не допустить рост социальной напряженности, то требуется делать упор на строительство жилья, производство строительных материалов, развитие отраслей, связанных с созданием большого количества новых рабочих мест, то есть, прежде всего, сельского хозяйства, пищевой промышленности, а также здравоохранения, образования и т.д.

Разграничение достаточно условное, поскольку невозможно, выбрав одну из перечисленных целей, забыть об остальных. Поэтому необходимо четкое определение приоритетности одних задач перед другими. А пока иностранный капитал устремляется, прежде всего, в сферу распределения, в торговлю, в организацию экспортно-импортных операций и других видов услуг. По официальным данным, в 1996 г. из общего количества действующих в Узбекистане совместных предприятий в промышленности работало лишь 27,2%, тогда как н сферу торговли, общественного питания и посреднических услуг приходилось около 60%. Правда, в 1997 г. данное соотношение несколько улучшилось: 38,3% и 52%.

Масштабы привлечения иностранного капитала ограничено связаны с динамикой государственного долга страны. Конечно, большинство кредитов, предоставляемых Узбекистану, носят льготный характер, но, во-первых, это еще не прямые инвестиции, а во-вторых, в условиях крупномасштабного внешнего инвестирования выплаты даже по льготным процентам могут составить довольно значительную выплату и стать непосильным бременем для отечественной экономики.

Западный инвестор заинтересован вложить средства в производство тех товаров и услуг, которые уже конкурентоспособны на мировом рынке. На сегодняшний день для Узбекистана это очень узкий сегмент рынка, что объективно служит фактором, ограничивающим зарубежные инвестиции. Меры государственного регулирования должны быть направлены в первую очередь на создание условий для инвестирования в те имеющие экспортный потенциал отрасли, продукция которых пока не соответствует требованиям мирового рынка вследствии морального и физического устаревания используемых технологий и оборудования. В реализации таких инвестиционных проектов наряду с крупными предприятиями могут и должны участвовать мелкие  средние совместные предприятия.

То есть, наряду с положительными моментами в формировании благоприятного инвестиционного климата в Республике имеются и определенные трудности. В частности одной из причин сокращения темпов создания ПИИ и прекращения деятельности уже созданных, особенно небольших и средних, стал несовершенный механизм самого привлечения иностранных инвестиций, а также проблема с конвертацией выручки. Оценивая инвестиционный климат в нашей стране, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане господин Девис Пирс отмечает: «Можно сказать, что для крупных инвесторов с капиталом в десятки и сотни миллионов долларов (а таковые привлекаются при участии и под гарантии правительства) в Узбекистане могут создаваться особые условия благоприятного “микроклимата”, что же касается мелких и средних инвесторов, то для них нынешние условия вкладывания капитала в Узбекистан, его эффективного использования и репатриации прибыли не столь привлекательны, как в ряде других стран СНГ и тем более Центральной Европы. Думаю, что положение можно значительно улучшить, окончательно решив проблемы с конвертацией валют, основательно либерализовав систему внешней торговли и укрепив банковскую систему». Экспертный анализ по двум странам с переходной экономикой, проведенной Европейским банком реконструкции и развития за 1997 г., позволил дать благоприятный прогноз долгосрочного (на ближайшие 25 лет) экономического роста Узбекистана. Вместе с тем регулярный рейтинг уровня рыночных преобразований, рассчитанный по 11 показателям, выявил ряд позиций, по которым республика отстает. В частности в сфере регулирования внешней торговли и обменного курса недостаточна либерализация экспорта и импорта: несмотря на почти полную конвертируемость текущего счета платежного баланса, поддерживается множественность (или двойственность) обменного курса: режим конвертации недостаточно прозрачен. Ниже среднего уровня показатель эффективности законодательства, так как некоторые нормативные акты не обладают полной ясностью и имеются случаи их противоречий друг другу. В области банковской системы насущной потребностью является улучшение финансового положения банков и налаживания механизмом банковского надзора, полная либерализация процентной ставки, минимизация льгот для доступа к дешевому рефинансированию, увеличение доли кредитования частных предприятий и широкое присутствие частных и иностранных банков.
















Заключение  

Подводя итоги своей работы я хотел бы остановиться на известной пословице:

«У каждой медали 2 стороны»

Этим я хотел сказать, что когда мы принимаем иностранные инвестиции надо обращать внимание и на обратную сторону медали.

Во-первых, иностранные инвестиции представляют собой реальное препятствие в будущем для наших отечественных предпринимателей.

Во-вторых, проблема репатриации.

В-третьих, проблема сырьевого придатка, т.е. мы не должны стать придатком для развитых стран.


Но я ни в коем случае не хочу утверждать о том, чтобы прекратить принимать иностранные инвестиции; это был бы уже консерватизм.

Иностранные инвестиции должны быть акселератором нашей экономики, но ни в коем случае не мотором.

И последнее что я хотел бы отметить – крайнею необходимость обдуманного подхода к выполнению инвестиционной программы.



















Список используемой литературы

1.                  «Инвестиционное проектирование»                         Золотогоров К.А

2.                 «Основы финансового менеджмента»                      Балабанов И.Т.

3.                 «Рынок и открытая экономика»                                 Чжен В.А.

4.                 «Узбекистан по пути углубления экономических реформ»            Каримов И.А.

5.                 «Узбекистан на пороге XXI века»                              Каримов И.А.

6.                 «Финансы» – Москва 2000                                          Ковалева А.М.

7.                 «Финансы. Денежное обращение. Кредит»               Дробозина Л.А.

8.                 «Финансы» – Москва 1999                                           Радионова В.М.

9.                 «Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями»                                                              

10.             Журнал: «Рынок, Деньги, Кредит»                     все номера за 1999 г.

11.             Журнал: «Экономика и статистика»       все номера за 1998-1999 г.

12.             Журнал: «Экономический вестник Узбекистана»                 1999 год

13.             «Указ Президента Республики Узбекистан»     от 30 ноября 1996 г.

14.             «Экономическое обозрение»                                   № 3(7) июнь 1999 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.