|
0 |
1 |
0% |
|
Израиль |
4 |
0 |
3 |
0% |
Индонезия |
219 |
26 |
3 |
0% |
Иордания |
1 |
0 |
1 |
0% |
Лихтенштейн |
8 |
1 |
4 |
0% |
Малайзия |
27 |
26 |
1 |
0% |
Мальта |
3 |
2 |
1 |
0% |
Россия |
4 |
0 |
1 |
0% |
Казахстан |
3 |
0 |
0 |
0% |
Необходимость реализации программ либерализации экономики, намеченных правительственными решениями, обусловливает дальнейшую тенденцию сокращения проектов под государственную гарантию. В то же время приток иностранных инвестиций еще не соответствует реальной потребности в них.
Основной объем иностранных инвестиций будет осуществляться через прямое инвестирование в проекты малого и среднего бизнеса, участие иностранных инвесторов в приобретении акций предприятий, выкупе в собственность целых производств.
Немаловажную роль в оказании услуг иностранным инвесторам, продвижение проектов с их участием играет Агентство по иностранным инвестициям. Его основные задачи на данном этапе:
· идентификация инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов; качественная подготовка их проектно-экономического обоснования;
· обеспечение иностранных инвесторов информационно-аналитическими материалами по инвестиционному климату Республики Узбекистан.
За последние годы доля зарубежного капитала и кредитов в совокупных вложениях возросла, по данным Агентства иностранных инвестиций Республики Узбекистан, с менее чем одного процент в 1994 г. до 18,8% в 1996 г. Только за 1-ое полугодие 1999 г. объем освоенных иностранных инвестиций возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,6 раза и составил 26% всех капиталовложений. И особенно важно, что около 60% всех инвестиций направлено на развитие производственных отраслей, таких, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность. Количество включенных в них проектов выросло с 27 в 1996 г. до 204 в 1998 г. и несколько сократилось в 1999 г., составив 181. Общая стоимость этих проектов увеличилась почти в 4 раза – с $1869 млн. в 1996 г. до $7184 млн. в 1999 г. Как важнейшую закономерность вхождения Узбекистана в мировое сообщество следует рассматривать постоянный рост прямых иностранных вложений в экономику страны. В 1998 г. в уставных фондах предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) увеличилось с 57 в 1991 г. до 1051 в 1998 г. Пик роста приходится на 1995 г., когда был издан указ Президента, открывший зеленую улицу иностранным инвесторам в Узбекистан. Если в 1994 г. таких предприятий насчитывалось 644, в 1996 г. их стало 1226 (в следующей таблице). Правда, в дальнейшем с изменением методики учета ПИИ как юридических лиц темпы их создания снизились. Так, в 1997 г. их организовано 316, в 1998-м – 409. Однако, несмотря на снижение темпов создания, они характеризуются последовательным увеличением объема производства.
Основные показатели деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Узбекистане за 1991-1998 гг.
№
Показатели
Единица измерения
1991
1993
1994
1996
1997
1998
1.
Количество действующих ПИИ
Единиц
57
369
644
1226
1542
1951
2.
Численность работников
Тыс. человек
5,2
16,6
25,0
52,5
80,0
84,9
3.
Общий объем производства (в фактических ценах)
Млн. сум
0,4
112,6
1708,1
416776,6
123496
176637,6
4.
Доля ПИИ в общерес-их показателях
- в ВВП
%
0,09
2,2
2,6
7,5
12,5
15,4
- в совокупном экспорте
%
3,9
1,6
0,6
4,7
9,1
9,7
- в совокупном импорте
%
0,7
3,9
5,7
36,7
39,3
33,9
Если в 1994 г. общий объем производства ПИИ равнялся 1708,1 млн. сумов, то в 1998 г. он составил 176637,6 млн. сумов, т.е. увеличился в 103,4 раза. Это в значительной мере было обусловлено ростом производительности труда в 30,4 раза, тогда как численность работающих увеличилась лишь в 3,4 раза. О возрастающем влиянии ПИИ на развитие экономики Узбекистана свидетельствуют и другие данные. В 1993 г. их доля в ВВП республики составила 2,2%; в 1998 г. – более 15%. При этом удельный вес ПИИ в совокупном экспорте республики увеличился за 1993-1998 гг. с 1,6% до 9,7%, а в совокупном импорте соответственно с 3,9% до 34%. Создание подобных предприятий позволяет успешно решать и социальные проблемы. Во-первых, в производство вовлекается определенная часть безработных. Во-вторых, оплата труда здесь гораздо выше среднего уровня, что позволяет улучшить жизненные условия работников этих предприятий и их семей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.