|
14,30 |
15,60 |
17,70 |
14,70 |
14,70 |
|
Темп роста валового накопления основного капитала в ВВП |
108,50 |
131,90 |
117,60 |
- |
- |
|
Доля валового накопления в ВВП |
14,70 |
18,60 |
22,00 |
18,10 |
18,90 |
|
Доля валовых сбережений в ВВП |
26,90 |
33,60 |
32,50 |
- |
- |
|
Машиностроение |
108,30 |
120,00 |
107,20 |
107,70 |
103,10 |
|
Стройматериалы |
109,40 |
113,10 |
105,50 |
105,40 |
104,70 |
|
Строительство |
106,00 |
111,50 |
109,90 |
108,20 |
102,70 |
До 2002 года динамика инвестиций в основной капитал в целом производила оптимистическое впечатление. В течение 2х лет прямые отечественные инвестиции росли значительно быстрее, чем ВВП и объем промышленного производства. Увеличение инвестиционного спроса стало достаточно устойчивой составляющей общего экономического роста. В 2000г. темп роста инвестиций достиг своеобразного рекорда 17,4%. В 2001г. он снизился, составив все же весомую величину равную 8,7%. В середине 2002г. объем инвестиций в основной капитал примерно на 15% превысил уровень предкризисного 1997г. (объем ВВП на 20%, промышленное производство на 25%) *.
*Известия 22 августа, 2002г.
Стала несколько повышаться доля инвестиций в основной капитал в ВВП.
Несмотря на некоторые благоприятные явления, сложившаяся благоприятная ситуация не только не дает пока оснований для самоуспокоенности, но вызывает нарастающую тревогу.
Во-первых, увеличение инвестиций начинается с очень низкого исходного уровня, обусловленного длительным и тяжелым спадом;
Во-вторых, несмотря на увеличение их доли в ВВП, она остается низкой: 14-18%. В развивающихся же и развитых странах тихоокеанского бассейна удельный вес инвестиций в ВВП значительно выше. Так, в Китае, Малайзии, а недавно и в Таиланде он превышал 40%. Кроме того, доля инвестиций в уставный капитал и в целом валового накопления в составе российского ВВП отстает от доли валовых сбережений, что отражает бегство капитала из страны. По имеющимся косвенным оценкам, ежегодный остаток капитала в течение нескольких лет превышает 20 млр. $ ежегодно.
В-третьих, по данным 9 месяцев 2002г. наметилась значительное сокращение темпов роста инвестиций в основной капитал и отставание их от динамики важнейших показателей производства
В-четвертых, абсолютная сумма прямых отечественных инвестиций резко отстает от потребности в них. По расчетам Минэкономразвития Российской Федерации в течение ближайших 15 лет необходимы ежегодные инвестиции в реальный сектор экономики в объеме 3 трлн. рублей. Фактически же они составили в 2001г. почти в два раза меньше – 1599,5 млрд. рублей. Если исходить из масштабов инвестиций, осуществленных в 2001г., то для решения такой задачи потребуется 50 лет, с учетом того, что доля инвестиций в промышленности немногим превышает 40% их общей суммы – более 100 лет.
В-пятых, недостаточнее приток иностранного капитала. Хотя суммарный приток капитала в Российскую Федерацию из года в год растет, объем и доля прямых иностранных инвестиций снизился до 27,9% общего из объема, тогда как в 2000г. составлял 40%, а в 1999 – 44,6%.
В-шестых, весьма неоднородная межотраслевая структура инвестиций – разные отрасли обеспечены ими весьма неравномерно. И эта неравномерность пока усиливается. Наиболее существенно увеличиваются инвестиции в топливную промышленность и транспорт. Доля всех инвестиций в топливную промышленность составила в 2000г. 18,5% (примерно ½ инвестиций в промышленность), в транспорт – 21,5%. В 2001г. соответствующие показатели составили 21,2, 52 и 23%. Причем среди инвестиций в транспорт подавляющая часть приходится на трубопроводный транспорт. Иными словами, структура инвестиций консервирует экспортно-сырьевую направленность развития российской экономики, до сих пор не став фактором ускоренного развития обрабатывающей промышленности.
Заключение
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической безопасности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Финансы предприятий – учебник. Под редакцией Н.В. Колчиной, «ЮНИТИ, 1998г.
2. Корпоративные Финансы – учебник для ВУЗов. В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев.
3. «Питер», Санкт-Петербург, 2002 г.
4. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности, Д.А. Ендовицкий, «Финансы и статистика», г. Москва, 2001 г.
5. Экономический рост и инвестиции, сборник научный статей, «Экономическое образование», г. Москва, 1998 г.
6. «Вопросы экономики», №1, 2003 г. В. Стародубовский «Кривая дорога прямых инвестиций»
7. «МЭиМО», №2, 2003 г. Ф. Габайдулина «Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация»
8. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ в редакции от 25.07.2002 г.
9. «Финансовый менеджмент №4» / 2001 «Выбор способов и источников финансирования», Синельников Д.А.
10. Общероссийский классификатор основных фондов
Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359. Дата введения 01.01.96
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.