Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:
1. Налоговые льготы. К ним относится освобождение от налогообложения отдельных категорий плательщиков или отдельных видов деятельности; изъятие из объекта налога определенных составляющих его элементов; установление необлагаемого минимума объекта налога; понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков; отсрочка взимания налога; вычет из начисленной суммы налога.
2. Инвестиционный налоговый кредит. Это такое изменение срока уплаты налога (на прибыль или доход), при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных процентов. Уменьшение производится по каждому платежу налога до тех пор, пока сумма, неуплаченная организацией в результате всех таких уменьшений не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором, который заключается между организацией и налоговой службой. Недоплаченная сумма называется накопленной суммой кредита.
Организация может иметь несколько договоров по разным основаниям. Накопленная сумма кредита в этом случае определяется по каждому основанию отдельно. Данный договор должен содержать сумму кредита с указанием налога, срок действия договора и "льготные" проценты, начисленные на сумму кредита (от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ). Далее отражается порядок, сумма и срок погашения. В договоре должно быть оговорено обеспечение данного кредита и указаны документы о залоговом имуществе или поручительстве, ответственности и т.д.
3. Предоставление права на ускоренную амортизацию. Государство дает возможность фирмам уменьшить налогооблагаемую прибыль (за счет роста амортизации при сохранении той же цены) и за счет этих средств приобретать новое оборудование. При ускоренной амортизации коэффициент составлять до 2 включительно. Ускоренной амортизации могут подвергаться основные средства и объекты интеллектуальной собственности (часть нематериальных активов). Могут вводится новые нормы амортизационных отчислений и методики их начисления, соответствующие современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств. Ускоренная амортизация позволяет предприятиям значительно увеличить объемы собственных инвестиционно-воспроизводственных ресурсов.
4. Неналоговые направления:
• выдача государственных поручительств в качестве обеспечения кредитов, привлекаемых под реализацию проектов на рынке. Наиболее привлекательным являетсяпредоставление частичных поручительств, чтобы не снимать полностью ответственность с основного инвестора и не допускать лоббирования заинтересованными должностными лицами неэффективных проектов. В настоящее время такие поручительства от имени государства могут выдавать Минфин и специально созданные государственные структуры (государственная инвестиционная корпорация и российская финансовая корпорация);
• установление льготных тарифов оплаты коммунальных услуг для научных организаций, либо проведение взаимозачетов с фирмами, предоставляющими коммунальные услуги.
• таможенные льготы;
• централизованное регулирование стандартизацией. Государство ужесточает стандарты и таким образом косвенно заставляет реализовывать товаропроизводителей инновационные проекты и формирует у них спрос на результаты НИОКР;
• государство может разрешить относящимся в федеральной собственности научным организациям сдавать свое временно неиспользуемое имущество в аренду на срок до 1 года (право выкупа не предоставляется);
• предоставление государственными органами права использования определенных ресурсов в качестве своих вкладов в создаваемые для реализации инновационных проектов хозяйственные общества. Государство может предоставлять право пользования земельными участками в качестве вклада.
Фатхутдинов Р.А. в книге "Инновационный менеджмент" выделяет следующие косвенные формы государственной поддержки инновационной деятельности:
1) предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
2) создание венчурных инновационных фондов, пользующихся налоговыми льготами;
3) снижение государственных патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
4) создание сети технополисов, технопарков;
5) возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний в целях диверсификации инвестиционных вложений государства.
В соответствии с законодательством, финансовое обеспечение научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Правительство РФ организует разработку и исполнение бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научно-технической деятельности. В порядке долевого участия могут финансироваться научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новых техники и технологии двойного применения[27].
Глава 2. Бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности
§1. Бюджет развития и принципы его формирования
Государственная поддержка инвестиционной деятельности представлена комплексом мер, направленных на содействие улучшению результатов инвестиционной деятельности инновационных фирм. Одной из таких мер государства, связанных с привлечением дополнительных источников для поддержки инвестиционного процесса в стране, является Бюджет развития (в дальнейшем, БР). Бюджет развития - это особая форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления. БР призван аккумулировать слабеющие инвестиционные потоки в экономику и поддерживать перспективные направления ее развития, на которые у государства не хватает средств. Курируют БР - Министерство Экономики (отвечает за практическое применение БР и распределение средств) и Министерство Финансов РФ (отвечает за нормативное обеспечение).
Бюджет развития основывается на следующих принципах:
1. гарантированность источников образования;
2. высокую экономическую эффективность реализуемых проектов (в т.ч. (проекты должны обладать максимальным межотраслевым и мультипликативным эффектом);
3. исключительно долевой характер финансирования (государство выступает в роли частного инвестора);
4. диверсификацию риска государства с частным капиталом;
5. конкурсное размещение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями;
6. безусловный возврат выданных кредитов с начисленными по ним процентами.
Источниками формирования БР РФ могут выступать:
1. связанные иностранные кредиты, получаемые под гарантии Правительства РФ;
2. инвестиционные кредиты Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития;
3. ассигнования из федерального бюджета;
4. централизованная и перераспределенная часть амортизационных отчислений (государство имеет достаточно крупные пакеты акций во многих акционерных обществах);
5. превышение возвращаемых кредитов над кредитами, которые государство выдает из федерального бюджета ближнему и дальнему зарубежью (разницу Минфин показывает в разделе "Международная деятельность" со знаком "-", никак не отражая его в доходной части и естественно распределяет эту сумма по своему усмотрению, а не в соответствии с законом о федеральном бюджете);
6. дивиденды по акциям государственного пакета, часть доходов ЦБ, арендная плата, доходы от приватизации;
7. другие источники бюджета (включая доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности)[28].
Основаниями для поддержания инвестиционной деятельности за счет средств Бюджета развития служат:
1. характер производства, принадлежность инновационной фирмы к кризисным отраслям (конверсионное производство, угольная промышленность, аграрно-промышленный комплекс);
2. характер продукции, намечаемой к выпуску при реализации высокоэффективны коммерческих проектов (уникальная, экспортная, импортозамещающая, пользующаяся спросом на внутреннем рынке);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11