Рефераты. Факторы, влияющие на экономическую политику государства

В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Увеличение коллективных расходов — это лишь одна сторона дела. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой, прежде всего, совокупность государственных предприятий, продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что "разбухание" государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой - с поддержкой их государством./4/

Итак, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны - рынок и государство - существенны. По выражению П-Самуэльсона: "управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой"/2/

Но, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики.

Масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности./4/

Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы ( считают, что рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства) или сторонники неоклассических теорий (Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен — лучшие механизмы установления экономического равновесия.) Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой./5/

 

Экономическая политика как экономическое явление.

Закономерность развития экономической системы заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время приводит к тому, что во взаимодействие вступает все большее число экономических аспектов, явлений, обстоятельств./2/

В результате перехода рынка на новый более качественный уровень, сам рыночный механизм становиться не в состоянии поддерживать макроэкономическое равновесие в условиях дальнейшего роста рыночной экономики. Следовательно, государственные меры должны были выйти за рамки нейтрального поведения в роли “ночного сторожа”. Экономика стала нуждаться в более сложном комплексе государственных мер. Возникло явление, получившее название “экономическая политика”./2/

Экономическая политика государства - совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание. Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны. /1/

Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации - с одной стороны, и перемены экономического мышления — с другой. Оба момента взаимосвязаны, но в то же время они обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, поскольку другими становятся представления о ценностях. В связи с этим даже традиционные задачи нередко принято решать с новых позиций./1/

Экономический либерализм и этатизм.

Экономический либерализм. Господство частной собственности, стремление к максимизации прибыли и конкуренция порождают значительные сложности в совмещении рынка с государственным регулированием. Господствовавшая в развитых странах на протяжении большей части XIX в. доктрина либерализма, в которой теория и практика рыночного саморегулирования нашли наиболее полное воплощение, отводила государству крайне ограниченное место в экономике. Принцип раннего либерализма—“laissez faire”, что можно перевести примерно так: “Пусть делают все, что хотят”. Он получил наиболее полное воплощение в Великобритании в середине XIX в., откуда и пошло определение неограниченных и нерегулируемых рыночных отношений как “манчестерского либерализма”./1/

Идейный фокус либеральной доктрины—свобода. Свобода означает, во-первых, равные экономические возможности для всех, то есть право для каждого начинать экономическую деятельность в соответствии со своими возможностями и интересами и беспрепятственно осуществлять ее в рамках закона, и, во-вторых, служит условием существования конкуренции и эффективного распределения ресурсов. Экономическая свобода, однако, отнюдь не предполагает отсутствие правовых, социальных и иных разумных ограничений на хозяйственную деятельность.

Либеральная доктрина прошла длительный путь развития и трансформации, сохранив, однако, заложенные в ее основу принципы свободы, равных стартовых возможностей, безусловного уважения прав индивида, законности и ограниченной роли государства. Но трактовка этих принципов и требования к полноте их реализации менялись. Возникший на рубеже XIX и XX вв. “социальный либерализм” допускал активное участие государства в социальной сфере, что неминуемо привело к признанию определенных позитивных возможностей государства в экономике./1/

Этатизм (от франц. слова etat—государство) – форма государственнических идеологий, главный идейный соперник либерализма в экономической практике начиная с первой трети XX в. Идейный фокус -  подчинение экономической деятельности государства. На рубеже XIX—XX вв. это было характерно для стран, отставших в своем развитии (в т. ч. для России, Германии, Японии).

Но позже этатизм превратился в глобальную экономическую тенденцию.

В этот период необходимость развития крупномасштабного, массового и стандартизированного производства, требующего концентрации ресурсов, наряду с принципиальным увеличением значимости социальной сферы создали предпосылки и потребности усиления государственного регулирования экономической деятельности. Одновременно впервые в истории возникли возможности для управления экономикой из единого центра. ( т.е. коммуникации, связь и транспорт, позволившие объединить народное хозяйство в единое целое.)

Идея государственного регулирования экономики основана на представлении о возможности и желательности в той или иной степени централизованного управления производством и распределением материальных благ. Таким образом, предполагается ускорить развитие экономики, обеспечить быстрые и крупномасштабные сдвиги в производственной, военной и научно-технической сферах и уменьшить социальное неравенство. Государственное регулирование (в крайних его формах—огосударствление экономики) опирается на принципы, противоположные рыночным. Государственная собственность в той или иной степени занимает место частной, эквивалентность обмена заменяется целенаправленным экономическим или административным регулированием цен и финансов, конкуренция нарушается поддержкой нерентабельных производств или государственным монополизмом. Даже в рыночной экономической среде государственное регулирование всегда осуществляется через те или иные формы нарушения, ограничения или “исправления” действия рыночного механизма.

Этатизм, в отличие от либерализма, объединяет значительно более разнородные по социально-экономическому и политическому содержанию теории и направления практической деятельности. Но в их основании всегда лежит активное использование рычагов государственного воздействия на народное хозяйство./1/

В демократических странах этатизм способствовал крупным структурным сдвигам, ускорению роста и социальной стабилизации, но, в конце концов, обернулся бюрократизацией и нарастанием социального иждивенчества.

В 70-х годах возникает потребность в возрождении динамичных и конкурентных форм экономической деятельности. Возникает неолиберальная экономическая политика. Государство сохранило активное и в основном позитивное влияние на социальную, научно-техническую и другие сферы. В отличие от “классического” капитализма, современное государство способно эффективно воздействовать на макроэкономические процессы через денежно-кредитные и другие финансовые рычаги с минимальным вмешательством на микроуровне./1/

Государственное регулирование в современной экономике.

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.