Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.
Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:
1) социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
2) степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы;
3) традициями заключения коллективных договоров;
4) социальной напряженностью в обществе.
Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и другое. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления.
V) Реальное потребление граждан:
5.1) Реальное потребление граждан – это истый доход граждан, истраченный ими на приобретение товаров и услуг.
5.2) Чистый доход (или располагаемый доход граждан) – это остаток денежных средств остающихся у гражданина после вычета всех налогов и комиссий (обязательных выплат гражданином части своего дохода другим гражданам или организациям) полученных гражданином от всех своих источников дохода в денежном выражении (совокупный или номинальный доход). Или чистый доход – это совокупный доход граждан за вычетом всех обязательных выплат.
ЧДгр = S(Всех источников доходов) – S(Обязательных выплат).
Ø 5.3) Рассмотрим влияние факторов роста цен на доход и как следствие этого, на реальное потребление граждан:
При увеличении цен без соответствующего увеличения дохода неизбежно снижается и реальное потребление граждан, что приводит к меньшему потреблению ими товаров и услуг. Если объём потребления снизится ниже прожиточного минимума потребления товаров (так называемой минимальной потребительской корзиной), тогда жизнь (существование) данного гражданина без альтернативных дополнительных источников дохода станет невозможным.
Поэтому очень важно определить влияние факторов роста цен на уменьшение дохода и как следствие и реального потребления граждан.
Рассмотрим подробно влияние каждого из вышеперечисленных факторов роста цен на доход: (индекс остальных пунктов 5.3_n)
1) Спад производства. *
При снижении производства или при резком снижении производства товаров, возникает нехватка продовольствия, что приводит к дефициту и, следовательно, государству приходиться закупать продукцию зарубежьем. Это приводит к увеличению цен без роста доходов населения, тогда у «средних» слоёв населения и тем более у «бедных» групп населения снижается реальное потребление товаров (продовольствия), что в худшем случае может привести к обнищанию данных групп населения и «голоду».
* - отмеченные звёздочкой факторы, оказывают наиболее сильное
влияние на доход и реальное потребление граждан.
2) Нестабильность экономической ситуации. *
Данный фактор роста цен приводит к колебанию валютного курса данной страны и увеличению цен, что в определённой мере снижает реальное потребление граждан. Нестабильность в стране может привести к кризису, что в свою очередь может снизить располагаемый доход населения в несколько раз (2-3, и более раз). Тогда и реальное потребление граждан снизится настоль коже.
Нужно отметить, что у богатейших слоёв населения реальное потребление товаров не измениться, т.к. снизится та часть располагаемого дохода, которая отведена на создание накоплений и сбережений, а реально потреблять данная группа граждан будет неизменна (если они не уменьшат своё реальное потребление товаров за счёт неизменяемого процента накоплений, при постоянном доходе).
3) Монопольное положение предприятия – изготовителя. (о)
Данный фактор увеличивает цену товаров и снижает реальное потребление граждан, но незначительно. Это объясняется, тем, что при рыночном устройстве экономики долго удерживать монополию на производство какого либо товара невозможно, т.к. конкуренты выпустят аналог данного продукта по более низким ценам; либо этот товар является элементом роскоши и его наличие у основной массы граждан необязательно (даже ненужно), что соответственно на реальном потреблении основного большинства граждан не скажется (у них не было данного товара и нет); в противном случае государство введёт ограничения в максимальной цене на монополиста. Если устройство государства командно-административное, тогда монополистом является само государство и цены устанавливает оно в соответствии с прожиточным минимумом, таким образам, чтобы реальное потребление граждан оставалось неизменным.
Т.е. цена растёт из-за монополии предприятия, но значительного уменьшения в реальном потреблении граждан не произойдет.
4) Наличие ажиотажного спроса.
Наличие ажиотажного спроса, конечно, повышает цену товара, но обычно такое явление краткосрочным (временным), т.е. оно характерно для новых или сверх новых товаров (новаторских товаров), а тек же для товаров не повседневной надобности (не жизненно необходимых товаров). Повышение цен в связи с этим фактором мало влияет на реальное потребление граждан или влияет косвенно, т.е. влияет в том случае если товары, пользующиеся ажиотажным спросом жизненно необходимы для этого гражданина, что случается крайне редко.
5) Увеличение общей массы денег, находящихся в обращении. *
Данная ситуация поражает инфляцию в стране (рост цен), которая может незначительно повышать цены, что мало скажется на реальном потреблении граждан; но в долгосрочном периоде, когда идёт постоянное увеличение денежной массы в стране, т.е. идёт постоянное увеличение цен без соответствующего увеличения дохода (стоимость произведённой продукции в стране меньше, чем объём денежных средств), происходит обнищание большей части населения и их реальное потребление медленно, но верно снижается.
Конечно, снижение происходит до определённого предела, потом происходит небольшое увеличение дохода, так чтобы не доводить реальное потребление граждан до минимума, но общее увеличение доходов не поспевает за ростом цен, что в итоге снижает реальное потребление граждан и не позволяет развиться тенденции к повышению реального потребления граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5