Рефераты. Европейский Союз в мировой экономике

Во-вторых,  даже  достаточно  развитые  в  промышленном  отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика  является  не  командно-распределительной и  жестко централизованной, где действуют искусственные цены,  плановые издержки производства и государственная монополия внешней  торговли, а  рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются  не чиновники, а частные предприниматели.


В-третьих, интегрирование может  стать  устойчивым  и  необратимым процессом лишь при наличии  в государствах- партнерах  высокоразвитой  и прочно укоренившейся политической  демократии,  способной  учитывать  и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения и гарантировать верховенство права над волей сильных  мира сего. В противном случае и  внутренняя  ситуация,  и  внешняя  политика остаются спонтанными, трудно  предсказуемыми и не внушающими  доверие со стороны других стран-партнеров. А в таких  условиях невозможно ни  открытие таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической политики,  ни  создание наднациональных фондов для финансирования мероприятий такой политики.


Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить,  что  каждая  из участвующих в интеграционном  процессе  сторон имеет  свои  собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин существует великое множество,  в  частности  желание,  получить доступ на зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей,  а  также  доступ к более дешёвым производственным  ресурсам,  улучшить условия  торговли, сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивого экономического роста, привлечь прямые  зарубежные  инвестиции,  которые охотнее идут на большие  рынки. Не  менее важны и неэкономические  цели, как-то: налаживание более дружественных  взаимоотношений  со  странами-соседями, укрепление сотрудничества в  культурной, научной, социальной  и политической областях, увеличение своего влияния на мировой политической и экономической  арене,  так как  к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того,  многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к  экономическому и технологическому опыту более  богатых соседей,  а  также  гарантию политической и экономической стабильности в  процессе рыночных реформ.

Помимо всего вышеперечисленного, интеграция  одних  стран  создаёт несколько  эффектов,  способствующих  привлечению новых  участников  в этот процесс.

Первый эффект называется демонстрационным  и  заключается  в  том, что в государствах-участниках  интеграционного процесса  обычно наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как увеличение  темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что  окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС, заключение в срочном порядке торговых  отношений Латиноамериканских стран с  Мексикой  после  её  вступления в НАФТА.

Второй эффект заключается в том, что часть торговли  стран-участниц интеграционного  процесса  переориентируется  с  внешнего  мира   друг  на друга, что создаёт  неудобства  окружающим странам  и  вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу.

К сожалению, для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много  общих черт  во всех областях, так называемое ядро интеграции,  которое предполагает  близость уровней экономического развития и общность экономического и  политического строя, поскольку очень сложно найти  возможность  взаимовыгодного и равноправного сотрудничества между полуфеодальными нищими диктатурами и  развитой гуманной демократией с сильной и свободной экономикой. Не  менее  важна  культурная и религиозная близость  объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и  уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль  играет  географическая  близость  стран-участников  объединения,  поскольку она  способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества,  культурной близости.

Первым этапом интеграции является  заключение  торговых   соглашений на двух- или многосторонней основе. Суть  таких соглашений– в  снижении внутри данной группы стран тарифов  по  сравнению  с  тарифами на товары и услуги  остального  мира,  и  хотя  такая дискриминация стран, не участвующих в соглашении,  противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются как временные, подготовительные  соглашения,  направленные на углубление интеграционного процесса.

Торговые соглашения возникли в результате развития международного переговорного процесса в области торговых соглашений. Первые двухсторонние торговые соглашения начали заключаться США в 30-х гг., после отмены Акта Смута-Холи о  таможенной  политике  США  после  окончания Второй мировой войны появились первые многосторонние торговые  соглашения.

Вторым  этапом интеграции  является  создание  зоны свободной  торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы  на  товары стран-участниц  соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность  своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда  снятие таможенной пошлины происходит  не на  все товары, обычно пошлины остаются на продукты сельского хозяйства. На этом уровне возможно также  создание небольшого координационного совета.

К зонам свободной торговли относятся:

Европейская ассоциация свободной торговли EFTA (Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.;

Европейская экономическая зона EEA (страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994г.;

Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада), существующая с 1994г. и др.

Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Он характеризуется тем, что государства-участники отменяют  национальные таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных пошлин и методов нетарифного регулирования  по  отношению к третьим странам. Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полную свободу перемещения внутри региона, а  также  требует создания общих координирующих органов, обычно на уровне  периодических встреч министров.

Например, Центральноамериканский общий рынок САСМ (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа) 1961г.

К четвёртому уровню интеграции относится общий рынок. Он предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда

и капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно происходит на уровне встреч глав государств.

Например, Андский общий рынок (Боливия, Колумбия, Эквадор, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ) 1981г.

Интеграцией пятого уровня является экономический  союз. При   экономическом союзе кроме общей таможенной политики и  свободы  движения ресурсов проводится координация движения макроэкономической  политики

 в ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и  правительства  уступают часть своих функций созданным межнациональным органам.

На этом уровне интеграции находятся:

Европейское сообщество  1957г.,  преобразовавшееся   в  Европейский союз в 1993г.;

Содружество Независимых Государств СНГ 1991г (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия,  Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан).

По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного  типа.  Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют её отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ,  Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский общий рынок и т.д.).  Однако  большинство из них еще находится на ранних подступах к  поставленным  целям (СНГ, Африканское экономическое сообщество и т.д.). Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются отдельные элементы интеграции, является Европейский союз.



 

    II.СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

           II.I.Предпосылки создания ЕС.

Идея  создания  объединенной  Европы  неоднократно  выдвигалась  в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории  европейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся  к XIII-XV вв. и принадлежат  французскому  королевскому  прокурору   П.дю Бую и  чешскому королю Й.Подебраду. Подобные  же  проекты  предлагали англичане У.Пенн и Дж.Беллер, французы Ш.де Сен-Пьер и В.Гюго, великий немецкий философ И.Кант и многие другие. В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел Франции А.Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны  и  сотрудничества европейских народов после второй мировой  войны. Документы,  подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы,определенные  предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на  2 лагеря; началась  очередная  в истории Европы тридцатилетняя война в видет.н.“холодной”войны.

В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:
-в Западной Европе они привели к созданию различных объединений запад-ноевропейских государств, нередко под эгидой США;

-в Восточной Европе появились свои объединения, в свою очередь, под руководством в лице СССР.Противостояние между этими 2мя лагерями привели к созданию военно-политических организаций, например,  Западноевропейский союз(на основе Брюссельского пакта 1947 года),вошедший в НАТО в 1949 году;

 
-в Восточной Европе – военно-политическая организация Варшавского  договора. Целям экономической  интеграции должно было отвечать  создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). К сожалению, различные пути интеграции основывались на различных принципах, что и  сыграло  определяющую роль в их судьбе как на Западе, так и  на  Востоке. На Востоке  Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали проверки временем. Сам  интеграционный процесс на  Востоке  развивался  в  рамках  прямого  принуждения, нередко в виде военной силы. Вместе с крушением тоталитаризма эти интеграционные объединения распались и  прекратили  свое  существование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.