Рефераты. Энергосберегающий путь развития экономики
Таким образом, самые скромные оценки
возможной экономии энергии в результате структурной перестройки и народного
хозяйства составляют 30 %. Это означает, что при современном уровне добычи
нефти, угля, газа, производстве электроэнергии при рациональных и нормальных
экономических структурах можно было бы увеличить эффективное энергопотребление
почти на треть. Такого бы количества дополнительной энергии хватило бы на
многие годы самого бурного социально-экономического развития.
Очевидны преимущества энергосберегающих
вариантов и в области экологической безопасности. Негативные экологические
последствия здесь минимальные по сравнению с новым энергопроизводством, о чем
говорит опыт стран, уже прошедших стадию структурного энергосбережения. Огромен
и экономический эффект. Затраты в энергосбережении в 5 раз меньше по сравнению
с добычей новых энергоносителей и производством энергии.
С точки зрения экономической эффективности
значительную часть инвестиций, идущих сейчас на добычу энергоресурсов в болотах
Сибири, вечной мерзлоте тундры и т.д., следовало бы вложить в инфраструктуру и
перерабатывающую промышленность, в частности АПК. Быстрый рост инфраструктурных
и перерабатывающих отраслей АПК является эффективным, относительно дешевым и
экологически безопасным альтернативным вариантом снижения нагрузки на энергетический
фундамент страны.
Перечисленные альтернативные варианты решения
энергетических проблем позволяют сберечь огромное количество энергии и
обеспечить устойчивое развитие народного хозяйства на перспективу даже при
сокращении добычи и потребления первичных энергоресурсов.
О возможностях энергосберегающего развития
говорит опыт многих стран, где экономический рост в последние годы
обеспечивался только за счет экономии энергоресурсов без строительства новых
станций и разработки новых месторождений. Для этого широко использовались как
прямое регулирование, так и рыночные механизмы и методы стимулирования.
Включение в анализ энергетических проблем
более широкого круга вопросов, связанных с развитием неэнергопроизводящих
отраслей, энергосбережением, позволяет выйти из замкнутого круга многих
современных дискуссий: какой вид энергии более безопасен – тепловая или
ядерная, каково экологическое воздействие различных энергопроизводящих
производств, оценки их риска и ущерба, где и сколько добывать нефти, газа, угля
и пр. Все эти проблемы находятся в плоскости дополнительного производства
энергии. Реальная энергетическая проблема находится в другой плоскости, на более
высоком иерархическом уровне. Главный вопрос должен заключаться в определении энергетических
потребностей для реализации конечных народохозяйственных результатов. В
связи с этим по-другому, в более широком аспекте, должны рассматриваться и
вопросы риска, опасности и т.д.
Энергетическая политика, базирующаяся на
альтернативных вариантах, структурной перестройке экономики, не означает,
конечно, отказа от разработки новых месторождений, строительства новых
электростанций. Там, где есть такая потребность и возможности экономии
энергоресурсов незначительны, их необходимо создавать. Значительная часть
месторождений уже исчерпана, что требует новых источников энергоресурсов для
предотвращения резкого спада производства энергии в народном хозяйстве. Следует
отметить и необходимость определенного периода времени для структурной
перестройки народного хозяйства, создания энергосберегающих структур. В этих
условиях необходимо вести разведку и разработку новых месторождений, создавать
новые энергетические мощности. Все дело в масштабах и приоритетах распределения
ресурсов. С экономической точки зрения очевидно, что эффективно совмещать
экстенсивный рост производства энергии в народном хозяйстве и энергосберегающую
политику и реконструкцию невозможно. Уже сейчас в ТЭК идет значительная часть
всех инвестиций и дальнейший рост этой суммы связан с крайне негативными
последствиями для других народохозяйственных комплексов и отраслей.
Требуется определить приоритеты в развитии
энергетики и стимулировать основную часть инвестиций в выбранное направление:
или дальнейшее чрезвычайно капиталоемкое валовое наращивание энергии,
основанное на строительстве новых станций, все более дорогой разработке месторождений
в крайне неблагоприятных условиях (с огромным экологическим, экономическим,
социальным ущербом в северных и сибирских регионах), или ориентация на рост
конечных экономических результатов, базирующихся на экономии энергии. Весь
мировой опыт доказывает, что переход на энергосберегающий тип экономического
развития гораздо эффективнее с экономических, экологических, социальных позиций.
Для повышения энергетической эффективности в России
были разработаны Федеральные целевые программы "Энергосбережение
России" и "Энергоэффективная экономика"
Основными целями и
задачами федеральной целевой программы "Энергосбережение России"
являются:
·
реализация основных
положений энергосберегающей политики, утвержденных Указом Президента Российской
Федерации от 7 мая 1995 года № 472, и требований федерального закона "Об
энергосбережении";
·
обеспечение перехода
российской экономики на энергосберегающий путь развития при улучшении бытовых
условий населения;
·
использование в этих
целях комплекса рыночных механизмов и мер государственного регулирования.
Важнейшие целевые
показатели программы:
·
достижение в 1998-2005
годах экономии топливно-энергетических ресурсов в объеме 365-435 млн. тонн
условного топлива и снижение на этой основе энергоемкости ВВП к 2005 году на
13,4%;
·
сокращение бюджетных
дотаций регионов на топливо- и энергообеспечение при снижении цен и тарифов на
энергоресурсы
Сроки и
этапы реализации программы
1998-2005 годы
в том числе:
I
этап
1998-2000
годы
II
этап
2001-2005
годы