Рефераты. Экономико-организационные проблемы обеспечения безопасности деятельности коммерческих банков и пути развития и функционирования систем безопасности

7. Экономическая целесообразность и сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности (критерий "эффективность - стоимость"). Во всех случаях стоимость системы безопасности должна быть меньше размера возможного ущерба от любых видов риска.

8. Специализация. Предполагается привлечение к разработке и внедрению мер и средств защиты специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области. Эксплуатация технических средств и реализация мер безопасности должны осуществляться профессионально подготовленными специалистами службы безопасности банка, его функциональных и обслуживающих подразделений.

9. Взаимодействие и координация. Означает осуществление мер обеспечения безопасности на основе четкой взаимосвязи соответствующих подразделений и служб, сторонних специализированных организаций в этой области, координации их усилий для достижения поставленных целей, а также сотрудничества с заинтересованными объединениями и взаимодействия с органами государственного управления и правоохранительными органами.

10. Совершенствование. Предусматривает совершенствование мер и средств защиты на основе собственного опыта, появления новых технических средств с учетом изменений в методах и средствах разведки и промышленного шпионажа, нормативно-технических требований, достигнутого отечественного и зарубежного опыта.

11. Централизация управления. Предполагает самостоятельное функционирование системы безопасности по единым правовым, организационным, функциональным и методологическим принципам и централизованным управлением деятельностью системы безопасности.

Существующие правовые условия обеспечения банковской безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным и охранным структурам организовывать противостояние противоправным посягательствам на банковскую безопасность в различных ее аспектах.

Успешное и эффективное решение задач обеспечения безопасности конкретного банка достигается формированием системы внутренних нормативных актов, инструкций, положений, правил, регламентов и функциональных обязанностей сотрудников линейных подразделений и служб, в том числе и службы безопасности. Требования по правовому обеспечению безопасности предусматриваются во всех структурно-функциональных правовых документах, начиная с Устава коммерческого банка и кончая функциональными обязанностями каждого сотрудника. Необходимым условием обеспечения безопасности банка является совокупность правил входа (выхода) лиц в помещения банка, вноса (выноса) документов, денежных средств и материальных ценностей.

Техническое обеспечение безопасности должно базироваться:

·    на системе стандартизации и унификации;

·    на системе лицензирования деятельности;

·    на системах сертификации средств защиты;

·    на системе сертификации ТС и ПС объектов информатизации;

·    на системе аттестации защищенных объектов информатизацией.

Основными составляющими обеспечения безопасности ресурсов КБ являются:

·    система физической защиты (безопасности) материальных объектов и финансовых ресурсов;

·    система безопасности информационных ресурсов.

Система физической защиты (безопасности) материальных объектов и финансовых ресурсов должна предусматривать:

·    систему инженерно-технических и организационных мер охраны;

·    систему регулирования доступа;

·    систему мер (режима) сохранности и контроль вероятных каналов утечки информации;

·    систему мер возврата материальных ценностей (или компенсации).

Система охранных мер должна предусматривать:

·    многорубежность построения охраны (территории, здания, помещения) по нарастающей к наиболее ценной оберегаемой конкретности;

·    комплексное применение современных технических средств охраны, обнаружения, наблюдения, сбора и обработки информации, обеспечивающих достоверное отображение и объективное документирование событий;

·    надежную инженерно-техническую защиту вероятных путей несанкционированного вторжения в охраняемые пределы;

·    устойчивую (дублированную) систему связи и управления всех взаимодействующих в охране структур;

·    высокую подготовку и готовность основных и резервных сил охраны к оперативному противодействию нарушителя;

·    самоохрану персонала.

Система регулирования доступа должна предусматривать:

·    объективное определение "надежности" лиц, допускаемых к банковской деятельности;

·    максимальное ограничение количества лиц, допускаемых на объекты КБ;

·    установление для каждого работника (или посетителя) дифференцированного по времени, месту и виду деятельности права доступа на объект;

·    четкое определение порядка выдачи разрешений и оформление документов для входа (въезда) на объект;

·    определение объемов контрольно-пропускных функций на каждом проходном и проездном пункте;

·    оборудование контрольно-пропускных пунктов (постов) техническими средствами, обеспечивающими достоверный контроль проходящих, объективную регистрацию прохода и предотвращение несанкционированного (в том числе силового) проникновения посторонних лиц;

·    высокую подготовленность и защищенность персонала (нарядов) контрольно- пропускных пунктов.

Система мер (режим) сохранности ценностей и контроля должна предусматривать:

·    строго контролируемый доступ лиц в режимные зоны (зоны обращения и хранения финансов);

·    максимальное ограничение посещений режимных зон лицами, не участвующими в работе;

·    максимальное сокращение количества лиц, обладающих досмотровым иммунитетом;

·    организацию и осуществление присутственного (явочного) и дистанционного - по техническим каналам (скрытого) контроля за соблюдением режима безопасности;

·    организацию тщательного контроля любых предметов и веществ, перемещаемых за пределы режимных зон;

·    обеспечение защищенного хранения документов, финансовых средств и ценных бумаг;

·    соблюдение персональной и коллективной материальной и финансовой ответственности в процессе открытого обращения финансовых ресурсов и материальных ценностей;

·    организацию тщательного контроля на каналах возможной утечки информации;

·    оперативное выявление причин тревожных ситуаций в режимных зонах, пресечение их развития или ликвидацию во взаимодействии с силами охраны.

Система мер возврата утраченных материальных и финансовых ресурсов слагается из совместных усилий объектовых служб безопасности и государственных органов охраны правопорядка и безопасности.

На объектовую службу безопасности возлагается:

·    обнаружение противоправного изъятия финансовых средств из обращения или хранения;

·    оперативное информирование правоохранительных органов о событиях и критических ситуациях;

·    возможность установления субъекта и время акции;

·    проведение поиска возможного "схрона" утраченных средств в районе объекта.

Дальнейший поиск и возврат пропавших ресурсов организуется в установленном порядке через соответствующие органы правопорядка и безопасности.

Система обеспечения безопасности информационных ресурсов должна предусматривать комплекс организационных, технических, программных и криптографических средств и мер по защите информации в процессе традиционного документооборота при работе исполнителей с конфиденциальными документами и сведениями, при обработке информации в автоматизированных системах различного уровня и назначения, при передаче по каналам связи, при ведении конфиденциальных переговоров.

При этом основными направлениями реализации технической политики обеспечения информационной безопасности в этих сферах деятельности являются:

·    защита информационных ресурсов от хищения, утраты, уничтожения, разглашения, утечки, искажения и подделки за счет несанкционированного доступа (НСД) и специальных воздействий;

·    защита информации от утечки вследствие наличия физических полей за счет акустических и побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН) на электрические цели, трубопроводы и конструкции зданий.

В рамках указанных направлений технической политики обеспечения информационной безопасности необходима:

·    реализация разрешительной системы допуска исполнителей (пользователей) к работам, документам и информации конфиденциального характера;

·    ограничение доступа исполнителей и посторонних лиц в здания, помещения, где проводятся работы конфиденциального характера, в том числе на объекты информатики, на которых обрабатывается (хранится) информация конфиденциального характера;

·    разграничение доступа пользователей к данным автоматизированных систем различного уровня и назначения;

·    учет документов, информационных массивов, регистрация действий пользователей информационных систем, контроль за несанкционированным доступом и действиями пользователей;

·    криптографическое преобразование информации, обрабатываемой и передаваемой средствами вычислительной техники и связи;

·    снижение уровня и информативности ПЭМИН, создаваемых различными элементами технических средств обеспечения производственной деятельности и автоматизированных информационных систем;

·    снижение уровня акустических излучений;

·    электрическая развязка цепей питания, заземления и других цепей технических средств, выходящих за пределы контролируемой территории;

·    активное зашумление в различных диапазонах;

·    противодействие оптическим и лазерным средствам наблюдения;

·    проверка технических средств и объектов информатизации на предмет выявления включенных в них закладных устройств;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.