7. Экономическая целесообразность и сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности (критерий "эффективность - стоимость"). Во всех случаях стоимость системы безопасности должна быть меньше размера возможного ущерба от любых видов риска.
8. Специализация. Предполагается привлечение к разработке и внедрению мер и средств защиты специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области. Эксплуатация технических средств и реализация мер безопасности должны осуществляться профессионально подготовленными специалистами службы безопасности банка, его функциональных и обслуживающих подразделений.
9. Взаимодействие и координация. Означает осуществление мер обеспечения безопасности на основе четкой взаимосвязи соответствующих подразделений и служб, сторонних специализированных организаций в этой области, координации их усилий для достижения поставленных целей, а также сотрудничества с заинтересованными объединениями и взаимодействия с органами государственного управления и правоохранительными органами.
10. Совершенствование. Предусматривает совершенствование мер и средств защиты на основе собственного опыта, появления новых технических средств с учетом изменений в методах и средствах разведки и промышленного шпионажа, нормативно-технических требований, достигнутого отечественного и зарубежного опыта.
11. Централизация управления. Предполагает самостоятельное функционирование системы безопасности по единым правовым, организационным, функциональным и методологическим принципам и централизованным управлением деятельностью системы безопасности.
Существующие правовые условия обеспечения банковской безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным и охранным структурам организовывать противостояние противоправным посягательствам на банковскую безопасность в различных ее аспектах.
Успешное и эффективное решение задач обеспечения безопасности конкретного банка достигается формированием системы внутренних нормативных актов, инструкций, положений, правил, регламентов и функциональных обязанностей сотрудников линейных подразделений и служб, в том числе и службы безопасности. Требования по правовому обеспечению безопасности предусматриваются во всех структурно-функциональных правовых документах, начиная с Устава коммерческого банка и кончая функциональными обязанностями каждого сотрудника. Необходимым условием обеспечения безопасности банка является совокупность правил входа (выхода) лиц в помещения банка, вноса (выноса) документов, денежных средств и материальных ценностей.
Техническое обеспечение безопасности должно базироваться:
· на системе стандартизации и унификации;
· на системе лицензирования деятельности;
· на системах сертификации средств защиты;
· на системе сертификации ТС и ПС объектов информатизации;
· на системе аттестации защищенных объектов информатизацией.
Основными составляющими обеспечения безопасности ресурсов КБ являются:
· система физической защиты (безопасности) материальных объектов и финансовых ресурсов;
· система безопасности информационных ресурсов.
Система физической защиты (безопасности) материальных объектов и финансовых ресурсов должна предусматривать:
· систему инженерно-технических и организационных мер охраны;
· систему регулирования доступа;
· систему мер (режима) сохранности и контроль вероятных каналов утечки информации;
· систему мер возврата материальных ценностей (или компенсации).
Система охранных мер должна предусматривать:
· многорубежность построения охраны (территории, здания, помещения) по нарастающей к наиболее ценной оберегаемой конкретности;
· комплексное применение современных технических средств охраны, обнаружения, наблюдения, сбора и обработки информации, обеспечивающих достоверное отображение и объективное документирование событий;
· надежную инженерно-техническую защиту вероятных путей несанкционированного вторжения в охраняемые пределы;
· устойчивую (дублированную) систему связи и управления всех взаимодействующих в охране структур;
· высокую подготовку и готовность основных и резервных сил охраны к оперативному противодействию нарушителя;
· самоохрану персонала.
Система регулирования доступа должна предусматривать:
· объективное определение "надежности" лиц, допускаемых к банковской деятельности;
· максимальное ограничение количества лиц, допускаемых на объекты КБ;
· установление для каждого работника (или посетителя) дифференцированного по времени, месту и виду деятельности права доступа на объект;
· четкое определение порядка выдачи разрешений и оформление документов для входа (въезда) на объект;
· определение объемов контрольно-пропускных функций на каждом проходном и проездном пункте;
· оборудование контрольно-пропускных пунктов (постов) техническими средствами, обеспечивающими достоверный контроль проходящих, объективную регистрацию прохода и предотвращение несанкционированного (в том числе силового) проникновения посторонних лиц;
· высокую подготовленность и защищенность персонала (нарядов) контрольно- пропускных пунктов.
Система мер (режим) сохранности ценностей и контроля должна предусматривать:
· строго контролируемый доступ лиц в режимные зоны (зоны обращения и хранения финансов);
· максимальное ограничение посещений режимных зон лицами, не участвующими в работе;
· максимальное сокращение количества лиц, обладающих досмотровым иммунитетом;
· организацию и осуществление присутственного (явочного) и дистанционного - по техническим каналам (скрытого) контроля за соблюдением режима безопасности;
· организацию тщательного контроля любых предметов и веществ, перемещаемых за пределы режимных зон;
· обеспечение защищенного хранения документов, финансовых средств и ценных бумаг;
· соблюдение персональной и коллективной материальной и финансовой ответственности в процессе открытого обращения финансовых ресурсов и материальных ценностей;
· организацию тщательного контроля на каналах возможной утечки информации;
· оперативное выявление причин тревожных ситуаций в режимных зонах, пресечение их развития или ликвидацию во взаимодействии с силами охраны.
Система мер возврата утраченных материальных и финансовых ресурсов слагается из совместных усилий объектовых служб безопасности и государственных органов охраны правопорядка и безопасности.
На объектовую службу безопасности возлагается:
· обнаружение противоправного изъятия финансовых средств из обращения или хранения;
· оперативное информирование правоохранительных органов о событиях и критических ситуациях;
· возможность установления субъекта и время акции;
· проведение поиска возможного "схрона" утраченных средств в районе объекта.
Дальнейший поиск и возврат пропавших ресурсов организуется в установленном порядке через соответствующие органы правопорядка и безопасности.
Система обеспечения безопасности информационных ресурсов должна предусматривать комплекс организационных, технических, программных и криптографических средств и мер по защите информации в процессе традиционного документооборота при работе исполнителей с конфиденциальными документами и сведениями, при обработке информации в автоматизированных системах различного уровня и назначения, при передаче по каналам связи, при ведении конфиденциальных переговоров.
При этом основными направлениями реализации технической политики обеспечения информационной безопасности в этих сферах деятельности являются:
· защита информационных ресурсов от хищения, утраты, уничтожения, разглашения, утечки, искажения и подделки за счет несанкционированного доступа (НСД) и специальных воздействий;
· защита информации от утечки вследствие наличия физических полей за счет акустических и побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН) на электрические цели, трубопроводы и конструкции зданий.
В рамках указанных направлений технической политики обеспечения информационной безопасности необходима:
· реализация разрешительной системы допуска исполнителей (пользователей) к работам, документам и информации конфиденциального характера;
· ограничение доступа исполнителей и посторонних лиц в здания, помещения, где проводятся работы конфиденциального характера, в том числе на объекты информатики, на которых обрабатывается (хранится) информация конфиденциального характера;
· разграничение доступа пользователей к данным автоматизированных систем различного уровня и назначения;
· учет документов, информационных массивов, регистрация действий пользователей информационных систем, контроль за несанкционированным доступом и действиями пользователей;
· криптографическое преобразование информации, обрабатываемой и передаваемой средствами вычислительной техники и связи;
· снижение уровня и информативности ПЭМИН, создаваемых различными элементами технических средств обеспечения производственной деятельности и автоматизированных информационных систем;
· снижение уровня акустических излучений;
· электрическая развязка цепей питания, заземления и других цепей технических средств, выходящих за пределы контролируемой территории;
· активное зашумление в различных диапазонах;
· противодействие оптическим и лазерным средствам наблюдения;
· проверка технических средств и объектов информатизации на предмет выявления включенных в них закладных устройств;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17