При решении задачи используются следующие формулы взаимосвязи показателей.
Снижение трудоёмкости выполненных работ по содержанию и обслуживанию приведенных тонно-км ведет к росту производительности труда работнков дороги за счёт сокращения их численности:
где - приведенные тонно-км отчётного периода; - списочный контингент дороги в отчетном и базовом периоде.
Приведенные тонно-км для расчета производительности труда определяются:
Списочный контингент работников может быть рассчитан:
ТЕМА 3. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК
Задача 3.1
Определить эксплуатационные расходы дороги, себестоимость грузовых, пассажирских перевозок и 10 приведенных тонно-км в базовом и отчетном периоде.
Исходная информация
№
Показатель
Усл. обзначение
1
Грузооборот, млрд. ткм
базовый
80
отчетный
78
2
Пассажирооборот, млрд пасс-км
3,4
3,6
3
Эксплуатационные расходы базового периода по элементам затрат, млрд. руб
материальные затраты
2,5
фонд заработной платы с начислениями
4,2
амортизационный фонд
1,7
прочие расходы
1,9
4
Доля эксплуатационных расходов по пассажирским перевозкам в общих расходах
0,23
5
Удельный вес зависящих от объема перевозок эксплуатационных расходов
0,25
ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ И ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Задача 4.1
Определить среднегодовую стоимость основных фондов железной дороги и показатели оценки эффективности использования основных фондов.
Общая стоимость основных фондов на начало года, млн руб
32,4
Ввод основных фондов, млн. руб
март
0,8
сентябрь
0,9
ноябрь
-
Выбытие основных фондов, млн. руб
февраль
0,2
апрель
июнь
0,3
0,1
Приведенные тонно-км, млрд
72,0
Доходы от основной деятельности, млрд. руб
13,5
6
Расходы основной деятельности, млрд. руб
62,0
7
Средняя списочная численность работников основной деятельности, тыс. чел.
10,2
Оценку эффективности использования основных средств предприятия производят показателями фондоотдача ( ), фондоемкость ( ), фондовооруженность ( ). Расчет этих показателей на железнодорожном транспорте ведется по формулам:
Фондоотдача основных средств:
где - приведенные тонно-км; - доходы дороги от основной деятельности, руб; - среднегодовая стоимость основных фондов, руб.
Фондорентабельность:
где - прибыль дороги по основной деятельности, руб.
Фондоемкость продукции:
Фондовооруженность труда:
где - средняя списочная численность работников основной деятельности, чел.
Среднегодовая стоимость основных фондов определяется:
где - стоимость основных фондов на начало и конец года, соответственно;
- стоимость основных фондов на конец каждого (кроме первого и последнего) месяца года.
Стоимость основных фондов на конец каждого месяца определяется с учетом их стоимости на начало месяца и установленного в задании ввода и выбытия основных средств по конкретным месяцам года.
Среднегодовая стоимость основных фондов может определяться и с учетом их среднегодового поступления и выбытия:
где - среднегодовая стоимость вновь вводимых и выбывших основных фондов, соответственно.
Среднегодовая величина вводимых или выбывающих основных средств определяется:
Где - стоимость вводимых (выбывших) основных средств по конкретным месяцам года; - число месяцев, оставшихся со следующего после ввода или выбытия основных фондов месяца до конца года.
Задача 4.2
Расчитать норматив оборотных средств на производственные запасы материалов по дороге и показатели использования оборотных средств.
Годовой расход материалов, тыс. руб
480
Распределение поступления материалов по поставщикам, доля
№1
№2
№3
0,4
№4
Время транспортировки материалов по поставщикам, сутки
Продолжительность использования текущего запаса материалов, сутки
130
Оборотные средства дороги, млн. руб
3,8
Доходы дороги в год, млрд. руб
17,2
Оборотные средства предприятия представляют собой фонды производства и обращения, необходимые для обеспечения непрерывности производственного процесса и процесса реализации продукции.
В составе оборотных производственых фондов железнодорожного транспорта существенное место занимают производственные запасы материальных ресурсов. Норматив оборотных средств в части запасов материальных ресурсов определяет их минимальую потребность, которая обеспечивает непрерывность транспортного производства. Расчет этих нормативов производится на предприятиях транспорта дифференцировано по всем видам ресурсов – материалы, запасные части, топливо и др. В задаче необходимо рассчитать норматив производственых запасов материалов по дороге, исходя из того, что они поступают от различных поставщиков.
Норматив оборотных средств на производственные запасы материалов ( ) определяется:
где - среднесуточный расход материалов, руб; - норма запаса материалов, сутки.
где - продолжительность использования текущего запаса материалов;
- время транспортировки материалов; - время приема и подотовки материалов к использованию ( ).
Где - объем поступления материалов от -го поставщика; - время транспортировки материалов от -го поставщика; - годовой расход материалов, руб.
Показателями использования оборотных средств являются коэффициент оборачиваемости оборотных средств ( ) и продолжительность оборота оборотных средств ( ):
Где - однодневный доход дороги. При определении этого показателя плановый период принимается в размере 360 дней.
ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
Задача 5.1
Определить доходные поступления от грузоотправителя за перевозку угля и распоеделить их между железными дорогами, участвующими в перевозке.
Объем перевозки угля, тонн
520
Расстояние перевозки, км
в том числе по железным дорогам
3340
№ 1
470
№ 2
980
№ 3
690
№ 4
1200
Повагонный тариф, тыс. р/ваг
Для поясов дальности
1801-1900 км
2101-2200 км
2601-2700 км
3301-3400 км
28,9
3401-3500 км
Вес отправки, тонн
65,0
Тарифная ставка за начально-конечные операции, тыс. руб за вагон
2,15
Тарифные ставки за движенческую операцию, руб. за вагоно-км
8,0
Категория дороги-участницы перевозки
дорога отправления
дорога назначения
транзитная дорога
№4, №2
Доходные поступления железнодорожного транспорта за перевозки грузов (ДП) определяются суммой провозных плат (ПП), поступающих от грузовладельцев.
Провозная плата за перевозку груза определяется (в задаче – без учета налогов) по тарифным ставкам, дифференцированными по видам отправок, группам грузов и расстояния перевозки.
В задаче предусмотрен расчет доходных поступлений за перевозку груза в прямом сообщении повагонной отправкой весом в 65 тонн ( ), относящегося к 1 группе.
Общая сумма перевозной платы за конкретную перевозку, которая составит доходные поступления транспорта от этой перевозки определяется:
где - количество вагонов, необходимых для перевозки заданного объема груза.
При определении количества вагонов, необходимых для перевозки грузов, их число округляется до целого в сторону увеличения.
Формирование доходных поступлений каждой дороги-участницы перевозки, в зависимости ои её категории, производится по формулам:
дорога отправления груза:
транзитная дорога:
дорога назначения груза:
где - тарифная ставка за начально-конечные операции повагонной отправки, тыс. руб/ваг; - тарифная ставка за движенческую операцию, руб./ваг-км;
- расстояния перевозки по конкретной дороге (отправления, транзитной и назначения).
При этом следует учесть, что сумма доходных поступлений по дорогам-участницам перевозки ( ) должна быть не более величины перевозной платы за перевозку (ПП). То есть с учетом допустимых погрешностей в расчетах:
Страницы: 1, 2, 3