Рефераты. Экономическая теория. Социальная политика государства

       Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности. Поэтому социальные гарантии со стороны государства являются важнейшими факторами успешного перехода России к рыночным отношениям. 1

 Экономическая теория. Социальная политика государства  

 


       1 «Основы экономической теории» издат. «ТЕХЛИТ» М – 1996г

 

 

 Переход системного кризиса в России в августе 1998г. в открытую форму обусловил необходимость корректировки проводимой социальной политики. Такая корректировка окажется эффективной лишь в том случае, если будет учитывать не только негативные, но и позитивные результаты реформ 1992-1998гг.

Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерации установила, что Россия является социальным государством. Построение государства, которое могло бы быть с полным на то основанием названо социальным, - задача, не решаемая в один день. Переход от страны "развитого социализма" с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен.

 После финансового кризиса августа 1998г. в России увеличились количество жителей с денежными доходами ниже прожиточного минимума и их доля в общей численности населения страны - соответственно с 32,1 млн. и 21,8% в июле до 43,3 млн. человек и 29,5% в ноябре. Вывод кажется однозначным - проводившаяся социальная политика потерпела полный крах.1

  Вряд ли основную угрозу социальной стабильности в России представляет распад общества на отдельные группы, положительно и отрицательно относящиеся к реформам и имеющие в корне противоречащие друг другу социально - экономические интересы. Основная ошибка "олигархического" периода реформирования заключалась в том, что государство вместо сглаживания имеющихся противоречий путем проведения разумной налоговой политики и эффективного перераспределения в пользу бедных части сверхдоходов, полученных богатыми, фактически бросило бедных(не сумевших адаптироваться к новым условиям) на произвол судьбы и стало покровительствовать крайне немногочисленным богатым.

  Высказанные соображения позволяют наметить исходные положения для выработки новой модели социальной политики в России. Конспективно они могут быть представлены в следующем виде.

  Первым шагом должна встать разработка Концепции управления социальным развитием России.

  Концепция управления социальным развитием России призвана наметить контуры общественного устройства России как социального государства и обосновать необходимые действия, которые должны быть осуществлены в ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе. Все социальные мероприятия имеющихся программ должны быть проверены на предмет их соответствия модели социального государства.

  Далее, необходимо сохранить все положительное, что было накоплено в стране в 90-е годы, и прежде всего:

-         демократические в целом процедуры управления российским обществом;

-         новый тип экономически активного гражданина, рассчитывающего на свои собственные силы и стремящегося видеть государство в качестве защитника своих экономических и социальных прав;

-         новый негосударственный сектор отечественной экономики,

 ориентированный на платежеспособный спрос потребителя.

 


            1 «Вопросы экономики» №2 1999г. «Социальная политика. Новый курс» С. Смирнов и Н. Исаев.

  Необходимо, наконец, признать, что российское государство не потеряет авторитет только в том случае, если сможет создать своим гражданам условия для достойной жизни, обеспечивая при этом защиту их личных прав и свобод.

  Следующим шагом должно стать коренное изменение существующей схемы финансирования социальной политики. Остаточный принцип в этой области главенствует и поныне. Между тем можно изыскать источники дополнительного финансирования решения социальных проблем, если проявить известную политическую волю и ввести сверхналоги на сверхбогатство. Речь идет о реальном, а не символическом налогообложении вновь приобретенных или пристроенных объектов недвижимости и дорогостоящего движимого имущества, а также скрываемых ныне от налогообложения личных доходов граждан.

  Нужно также в законодательном порядке определить и само понятие "социальное государство". Специальным законом должны быть, во-первых, установлены нижние границы уровня социальной защищенности граждан, во-вторых, названы институциональные структуры и финансовые источники, гарантирующие соответствие текущей ситуации в стране критериям социального государства, в- третьих, четко регламентирована ответственность лиц, принимающих решения (как юридических, так и физических) за несоблюдение положений данного закона.

  Необходимо создание в России системы независимой социальной экспертизы и ее институционального обеспечения, роль которых в настоящее время успешно с содержательной и безуспешно с организационной точек зрения выполняют средства массовой информации. Такая экспертиза позволит предотвратить принятие социально неоправданных экономических решений.

  Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:

1.      стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

2.      погашение задолженности работникам по заработной плате;

3.      расширение источников финансирования социальных услуг;

4.      внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

5.      введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Рассмотренные в курсовой работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно из за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

       Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.       журнал «Экономист» №4 1997г «Актуальные проблемы социального развития и пути их решения». Доктор экономических наук, профессор Е. Тишин

2.       журнал «Вопросы экономики» № 2 1999г «Социальная политика. Новый курс» С. Смирнов. Н. Исаев.

3.       «Экономикс» (1) Кэмпбелл. Р. Макконнелл. Стенли Л. Брю . Таллин 1995г

4.       «Экономикс» (2) Кэмпбелл. Р. Макконнелл. Стенли Л. Брю . издательство «Республика» М- 1996г

5.       «Курс экономической теории» под редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров – 1994г

6.       «по основам экономической теории» издат. «ВЛАДОС» МГТУ им Баумана., М-1995г

7.       «Экономическая теория» учебник для ВУЗов., Издательская группа «НОРМА» М.А.Сажина., Г.Г.Чибриков

8.       «Основы экономической теории и практики» издательство Волгоградского Государственного университета., Волгоград 1994г

9.       «Основы экономической теории» под ред. Проф. В.Д. Камаева., издательство «ВЛАДОС» М-1999г

10.   «Экономическая Теория» учебник для ВУЗов 5-е издание под ред. Проф. В.Д. Камаева., издательство «ВЛАДОС». М-1999г

11.   газета «Труд» 6 ноября 1998г

12.    «Деньги» № 17, 5 мая 1999г

 

13.   «Микроэкономика» Р. Пиндайк., Д. Рубенфельд., М – 1992г

 

14.   «экономика» П. Самуэльсон., В. Нордхаус. 15 издание. М. – 1997г

 

15.   Экономика и политика России в 1997г. ИЭППП. М., 1998г


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.