Рефераты. Экономическая теория. Социальная политика государства

Но почему вообще существует неравенство в доходах? Ведь в демокра­тических странах принято говорить о равенстве возможностей, которые должны обеспечиваться соответствующими институтами рыночной эконо­мики. Отметим самые важнейшие факторы и причины неравенства.

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, гак и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду), человек, наделенный исключи­тельной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и вы­сокооплачиваемым спортсменом.

Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться - потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна да разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет су­щественно различаться у названных нами субъектов.

В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование и, соот­ветственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.

 Экономическая теория. Социальная политика государства  


1 Белая книга. Экономика и политика России в 1997 году. ИЭППП М.. 1998г. С.75.

2 «Курс экономической теории» под редакцией М.Н. Чепурина ; Е.А. Киселевой. Киров «АСА» – 1999г

В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых старто­вых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочув­ствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.

В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.

Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и бо­гатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокораз­витых странах.

По что такое бедность? Как определить ее уровень? Статистические службы, профсоюзы занимаются исчислением уровня бедности. От этого будут зависеть масштабы и направления перераспределения доходов, построение налого­вых систем, систем пенсионного обеспечения и т. п.

Бедность - это уровень дохода, достаточный для тою, чтобы поддерживать. прожиточный минимум. Бедные семьи обычно тратят 1/3 своего до­хода на продукты питания. Увеличив эту величину в 3 раза, можно полу­чить доход, необходимый для существования на уровне прожиточного ми­нимума.1

            Обратим внимание на то, что прожиточный минимум - это не физиологический минимум, который можно определить как уровень дохода необходимый для физического выживания. Прожиточный минимум, или черта бедности, говорит нам не о границе выживания, а о некоем мини­мальном уровне стандарта жизни. Разумеется, этот стандарт будет различ­ным у разных стран и народов, и у одной и той же страны, но на разных исторических этапах ее развития.

            Рассмотрим основные направления и принципы социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


            1 «экономика» П. Самуэльсон., В. Нордхаус. 15 издание. М. – 1997г

 

 

 

 

Принципы и направления социальной политики.

 

           Государство является механизмом распределения социальных выплат населению. Уровень жизни всех слоев населения во многом зависит от того какую политику будет проводить государство. Чрезмерно активное вмешательство государства в пере­распределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой сто­роны, сокращение роли государства в регулировании дохо­дов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных кон­фликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вме­шательства государства в регулирование социальных отно­шений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью. Конфликт между эффективностью и социальной справед­ливостью лежит в сфере соприкосновения экономической и духовной сфер жизнедеятельности чело­века, каждая из которых развивается по своим законам, но тем не менее тесно взаимосвязанных. При всей однотипности экономических законов в странах с рыночной организацией хозяйства экономические процессы в них развиваются по разному в зависимости от духовных, нравственных устоев общества, национальных традиций, исторических особенностей. Так, чрезвычайно вы­сокие ставки налогов, взимаемых с доходов частных лиц и прибылей корпораций в Швеции, являются неприемлемы­ми для США, их введение могло бы привести американ­скую экономику к катастрофе. Как же определить опти­мальные нормы выплат, налоговых ставок, объемов дохо­дов?

Поэтому что приемлемо с точки зрения экономики не всегда соответствует этническим нормам данного общества и наоборот. Существует несколько взглядов на справедливость распределения благ.

Четыре взгляда на справедливость.1

Эгалитарный. Считается справедливым уравнительное распределение доходов. Логика рассуждений здесь такова: если требуется разделить определенное количество благ между людьми, одинаково этого заслуживающими, то справедливым было бы распределение поровну. Про­блема заключается в том, что понимать под «одинаковыми заслугами»? Одинаковый трудовой вклад в общественное благосостояние? Одинаковые стартовые условия в смысле владения собственностью? Одинаковые ум­ственные и физические способности? Единого ответа на этот вопрос мы, очевидно, не получим, потому что опять обращаемся к нравственным суж­дениям. Но здесь представляется важным подчеркнуть, что эгалитарный подход не столь примитивен, как его иногда представляют: взять и поделить все поровну. Ведь речь идет именно о равном распределении благ между равным образом заслуживающими этого людьми.

Роулсианский. Основан на утверждении, что справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосос­тояние наименее обеспеченного члена общества. Для обоснования своего подхода Джон Роулс, американский философ, чье имя дало название рас­сматриваемой концепции, использует специфическую мысленную конст­рукцию, известную в

 Экономическая теория. Социальная политика государства  


1 «Микроэкономика» Р. Пиндайк., Д. Рубенфельд., М – 1992г

 

экономической теории под названием «вуаль неве­дения» (veil of ignorance). «Вуаль неведения» означает, что при формиро­вании принципов справедливого распределения нужно абстрагироваться от возможных последствий для своего личного благосостояния. Другими сло­вами, если бы была возможность устранить все, что является результатом случая или традиции, какое бы общество мы бы выбрали, если бы были свободны выбирать все, что угодно? И если бы мы осуществляли свой вы­бор во взаимодействии с другими, такими же свободными и равными людь­ми? Например, принимая решение о правилах справедливого распределе­ния доходов, вы лично должны, набросить на себя «вуаль неведения» и не принимать в расчет, кем вы станете в результате принятия таких правил: нефтяным магнатом, кинозвездой, почтальоном, учителем, бомжем и т. д. Что предпочел бы в таком случае каждый член общества? Роулс утвержда­ет, что в условиях «вуали неведения» каждый предпочел бы застраховаться от возможного падения в пропасть бедности, и потому одобрил бы такое распределение доходов, при котором общество было бы озабочено макси­мизацией доходов наименее обеспеченных членов общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.