Рефераты. Экологический маркетинг

Экологический маркетинг

Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды. Аспекты экологически ориентированного маркетинга в миро­вом сообществе связаны с быстрым развитием технологий и про­цессов, снижающих воздействие на окружающую среду, а также с ускоренным формированием рынка экологических услуг, который, естественно, требует соответствующего развития марке­тинговых средств управления. К основным маркетинговым направ­лениям в этой области следует отнести:

•  формирование финансовых структур поддержки экологи­ческих действий;

•  экологическую оценку (аудит) уровня воздействия на ок­ружающую среду;

•  экологическое страхование действий компаний;

•  изменение форм отчетности деятельности производителей;

•  новые формы рекламы;

•  формирование новых принципов торговли (например, продажа экологически чистых продуктов).

Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды основан на типологии рыночных методов. В настоящее вре­мя известны следующие основные группы методов управления:

•   административное регулирование — введение соответст­вующих нормативных стандартов и ограничений, которые долж­ны соблюдать фирмы-производители, а также осуществление прямого контроля и лицензирования процессов природопользования;

•   экономические стимулы, направленные на то, чтобы заинтересовать фирму-производителя в рациональном при­родопользовании;

•   система платежей за загрязнение и экологических налогов;

•   распределение прав на загрязнение и компенсационные платежи.

Данные методы необходимо использовать на различных ста­диях маркетингового процесса, воздействующего на окружающую среду. Это воздействие зависит от состава первичных ресурсов, спе­цифики производственного процесса и применяемых природоох­ранных технологий, формирующих выбросы в окружающую среду.

Особая роль здесь отводится платежам и налогам за загрязне­ние. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и вы­ражаются в установлении платы за выбросы или сбросы, за ис­пользование первичных ресурсов, конечную продукцию или тех­нологию. Плата должна соответствовать социально-экономическому ущербу от загрязнения или определяться по какому-либо другому показателю (например, экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды). Налоги на загрязнение и платежи предоставляют максимальную свободу загрязнителю в выборе стра­тегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс. Если природоохранные издержки низки, то фирма значительно сократит выбросы, вместо того чтобы платить налог. Предполага­ется, что она может сократить их до оптимального уровня, когда прирастающие затраты на добавочную очистку становятся равны­ми ставке платежа.

Пользователь какого-либо ресурса платит за него так же, как за приобретаемое сырье, электроэнергию и т. д.

Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии, а также другие номинальные платежи, соответст­вующие величине выбросов и покрывающие издержки на раз­дачу разрешений и лицензий. Эти платежи в целом меньше пла­тежей за загрязнение и имеют ограниченное воздействие на уро­вень выбросов фирмы. Скорее всего их надо рассматривать как лицензионный сбор, который сопровождается выдачей лицензии.

Субсидии представляют собой специальные выплаты фир­мам-загрязнителям за сокращение выбросов. Среди субсидий наибо­лее часто встречаются инвестиционные налоговые кредиты, зай­мы с уменьшенной ставкой процента, гарантии займов, обеспе­чение ускоренной амортизации природоохранного оборудования, средства на регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции.

Если считать, что права собственности на окружающую сре­ду принадлежа? всему обществу в целом, то фирмы-загрязнители должны нести обязательную ответственность за причиненный ущерб. Если налог на загрязнение или плата за выбросы отража­ют предельный ущерб, определенный до акта выброса, то в сис­теме обязательной ответственности за ущерб плата рассчитывается по факту выброса (после него) конкретно для каждого случая. Иначе говоря, нанесшая ущерб фирма обязана либо каким-то образом его компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта, либо выплатить компенсации пострадавшим, либо сделать еще что-то. С этой целью оформляются специальные документы, закрепляющие обязательства на осуществление при­родоохранной деятельности под соответствующий залог.

Данный подход особенно эффективен, если число загрязни­телей и их жертв ограничено, а размер загрязнения и его состав легко отследить. Необходимо различать аварийные выбросы и восстановление экосистемы после осуществления определенной деятельности (рекультивация земель).

В первом случае фирма может лишь прогнозировать буду­щий ущерб и принимать все меры, чтобы его не допустить. Но если такой ущерб будет нанесен, виновник полностью компен­сирует его. В качестве гарантий здесь могут выступать активы фир­мы, в том числе страховой полис и т.п.

Во втором случае примерные масштабы будущего ущерба из­вестны, если речь идет, например, о добыче полезных ископаемых. В качестве гарантий здесь выступает денежный депозит, вносимый фирмой. Если она сама проведет рекультивацию земель, то получит свой депозит обратно, если нет, то суммы депозита должно хва­тить, чтобы рекультивацию провел кто-нибудь другой. Свою ответ­ственность по компенсации ущерба загрязнитель может переложить на посредника, внося плату за загрязнение по ставкам, соответ­ствующим экономической оценке ассимиляционного потенциала. Он, как сказано выше, оплачивает в том числе и ущерб, т.е. должен рассчитаться с жертвой загрязнения.

Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (залогов) используется для создания стимула у потреби­телей на осуществление дополнительных издержек. В момент по­купки товара, предопределяющей предстоящее загрязнение, осуществляется вклад, который возвращается с процентами после утилизации отходов (например, покупка батареек, напитков в жестяных банках и т.п.). Известны случаи применения данной системы для стимулирования восстановления и утилизации от­работанных масел, рециклирования озоноразрушающих веществ.

Информационные системы, служащие для обеспечения полноты информации и свободы ознакомления с ней, играют роль, подоб­ную экономическим стимулам. Если фирмы предоставляют всю ин­формацию, то потребители или жители близлежащих территорий оповещаются о размерах загрязнения или вредных веществах в про­дукции. Информированность (антиреклама) ведет к изменению спро­са на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения, использо­вание соответствующих первичных ресурсов или типов технологии.

Основные маркетинговые подходы в области экологии. Комп­лексная система маркетинговых мер для решения экологических проблем включает:

1)  коммерческо-хозяйственный механизм;

2)  общественно-правовой механизм;

3)  маркетингово-управленческий механизм;

4)  нормативно-технические условия при разработке това­ра на уровне НИОКР;

5)  информационное обеспечение как составной элемент маркетинг-микса;

6)   структурную перестройку маркетинговой цепочки, включаю­щей производство, товародвижение и потребление;

7)   экологическую экспертизу (государственную, научную, общественную, коммерческую).

Важно при этом использовать рыночные методы, которые в наибольшей мере способствуют эффективному решению эко­логических проблем. Эта плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир) и за загрязнение окружающей среды (выбросы, сбросы и т.п.), эко­логическое налогообложение, кредитный механизм в области природопользования, система внебюджетных экологических фон­дов и банков, экологическое страхование.

В рамках маркетинговой системы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) имеются возможности по применению таких методов, как экономическое стимулирование охраны окружающей среды, а также лицензирование и органи­зация системы договоров в области природопользования.

Ценообразование на продукцию природоэксплуатирующих и природохозяйственных отраслей, особенно экологически чистые продукцию и технологию, необходимо предусмотреть так четко, как и экологическое предпринимательство. С этой экономической категорией тесно связана система экологической сертификации. Ее внедрение позволит поставить вопрос о формировании рынка экологических работ, товаров и услуг (маркетинг, инжиниринг, лизинг, биржи и др.).

Необходимость активного внедрения рыночных механизмов при организации природопользования подсказывает опыт США, Японии, ФРГ, где применяется так называемый «бабл-принцип, (принцип «пузыря»): в качестве источника загрязнения окружаю­щей среды берутся не отдельные элементы, например дымовые трубы, а предприятие в целом. В пределах региона можно установить общие допустимые нормы сбросов и выбросов тех или иных загрязняющих веществ. Таким образом, предполагается, что пред­приятия находятся как бы в едином пространстве. При установлении стандарта качества среды конкретного региона (в рамка) общих допустимых объемов сбросов и выбросов) предприятия будут сами определять величины сбросов и выбросов.

Рассмотрим далее маркетинговые подходы к управлении природоохранной деятельностью.

Первый маркетинговый подход позволяет отказаться от единых технических требований к источникам загрязнения и допускает возможность выбора фирмой различных способов достижения общих нормативов сбросов или выбросов. Он стимулирует внутри производственное и межхозяйственное разделение труда с учетом необходимости снижения уровня загрязнения среды, благо даря чему создается возможность уменьшении совокупных издержек борьбы с загрязнением.

Предположим, что фирма решила использовать эффективные и недорогие методы борьбы с отходами и благодаря этому может поддерживать уровень сбросов и выбросов загрязняющих веществ ниже установленного регионального стандарта. Другие же фирмы, которым борьба с отходами обходится дороже, могут продолжать загрязнять среду, но в пределах общих региональных лимитов. В итоге, как показывают маркетинговые расчеты, совокупные затраты на достижение региональных стандартов в будущем окажутся меньше, чем если бы фирмы достигали их своими силами.

Второй маркетинговый подход к регулированию в региональном масштабе предполагает прямые сделки между фирмами. Он удобен для новых фирм или для тех действующих, что подвергаются модернизации. Прежде чем ввести их в строй в промышленно освоенных регионах, необходимо, чтобы предприниматели в качестве компенсации экологического ущерба снизили уровень загрязнения на одном из действующих предприятий в объеме, эквивалентном вводимому новому источнику загрязнения. Данный принцип разрешения на новое строительство необходим, когда покупаются права на загрязнение у фирм, которым удалось достигнуть снижения сбросов или выбросов сверх установленных государством норм.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.