Рефераты. Эффективное привлечение инвестиций в экономику республики Узбекистан

Изучение достоинств и не­достатков существующих форм привлечения иностранных инве­стиций показывает, что наибо­лее приемлемыми можно счи­тать прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов ин­вестора в хозяйстве принима­ющей страны и обусловливают большую выгоду по сравнению с внешними займами[18].

Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций

Под стимулированием пря­мых иностранных инвестиций в широком смысле слова можно понимать процесс создания мак­симально благоприятных усло­вий, гарантий и стимулов для их широкого привлечения в эконо­мику страны. В настоящее вре­мя эта задача стала ключевой и требует выработки новых под­ходов и механизмов для своего решения. А для этого необходи­мо объективно и самокритично оценить все проделанное. В этом плане следует прежде всего под­черкнуть тот факт, что создана серьезная законодательная база инвестирования.

Это обеспечило такие благо­приятные условия для иностран­ных инвесторов, как освобожде­ние их от уплаты налога на при­быль в течение семи лет, если вложенный ими капитал задей­ствован в инвестиционной про­грамме республики. Иностран­ные инвестиции не подлежат на­ционализации и реквизиции. Если в республике будут приня­ты законы, ухудшающие условия инвестирования, то к иностран­ным вложениям еще в течение 10 лет будет применяться законода­тельство, действовавшее на мо­мент осуществления инвестиций. Улучшение общих условий сопро­вождалось предоставлением ряда льгот ПИИ: снижены нало­говые ставки при росте масш­табов инвестиций (их долей) в ус­тавных фондах; облегчены усло­вия выплаты налогов на прибыль при росте объема реализации экспортной продукции с 30% и более; в общем объеме реали­зации предусмотрено льготное налогообложение предприятий, вкладывающих свои капиталы в техническое перевооружение; снижены таможенные пошлины при использовании имущества, ввозимого из-за рубежа на соб­ственные нужды и др.[19]

Однако наряду с положи­тельными моментами в форми­ровании благоприятного инве­стиционного климата в респуб­лике имеются и определенные трудности. В частности, одной из причин сокращения темпов со­здания ПИИ и прекращения де­ятельности уже созданных, осо­бенно небольших и средних, стал несовершенный механизм самого привлечения иностран­ных инвестиций, а также пробле­мы с конвертацией выручки. Оценивая инвестиционный кли­мат в нашей стране, глава пред­ставительства Всемирного бан­ка в Узбекистане господин Дэвис Пирс отмечает: "Можно ска­зать, что для крупных инвесто­ров с капиталом в десятки и сотни миллионов долларов (а таковые привлекаются при уча­стии и под гарантии правитель­ства) в Узбекистане могут созда­ваться особые условия благо­приятного "микроклимата", что же касается мелких и средних инвесторов, то для них нынеш­ние условия вкладывания капи­тала в Узбекистан, его эффек­тивного использования и репат­риации прибыли не столь при­влекательны, как в ряде других стран СНГ и тем более Цент­ральной Европы. Думаю, поло­жение можно значительно улуч­шить, окончательно решив про­блемы с конвертацией валют, основательно либерализовав систему внешней торговли и укрепив банковскую систему, стимулируя при этом конкурен­цию банков»[20]. Экспертный ана­лиз по двум странам с переход­ной экономикой, проведенный Европейским банком реконст­рукции и развития за 1997 г., позволил дать благоприятный прогноз долгосрочного (на бли­жайшие 25 лет) экономического роста Узбекистана. Вместе с тем регулярный рейтинг уровня ры­ночных преобразований, рассчи­танный по 11 показателям, выявил ряд позиций, по которым республика отстает. В частности, в сфере регулирования внешней торговли и обменного курса не­достаточна либерализация экс­порта и импорта; несмотря на почти полную конвертируемость текущего счета платежного ба­ланса, поддерживается множе­ственность (или двойствен­ность) обменного курса; режим конвертации недостаточно про­зрачен. Ниже среднего уровня показатель эффективности за­конодательства, так как некото­рые нормативные акты не обла­дают полной ясностью и имеют­ся случаи их противоречий друг другу. В области банковской системы насущной потребнос­тью является улучшение финан­сового положения банков и на­лаживание механизмов банков­ского надзора, полная либера­лизация процентной ставки, ми­нимизация льгот для доступа к дешевому рефинансированию, увеличение доли кредитования частных предприятий и широкое присутствие частных и иност­ранных банков[21].

Следовательно, стимулиро­вание прямых иностранных ин­вестиций обеспечивается, по нашему мнению, осуществле­нием мер, направленных на со­вершенствование финансово-кредитных, налоговых рычагов и стимулов, а также такими не­финансовыми методами, как общая оптимизация рыночной инфраструктуры, обеспечиваю­щей нормальное функциониро­вание иностранного капитала. Сюда относятся: обеспечение необходимыми факторами производства, информацией, различного рода коммуникаци­ями, службами управления, транспорта, улучшение банков­ского обслуживания и т. д.

Таким образом, речь идет о максимальном использовании того благоприятного инвестиционного климата, который сложился в стране. При заклю­чении кредитных соглашений или реализации инвестицион­ных проектов обнаруживается ряд трудностей, связанных с возникновением дефолта, т. е. проблемы погашения внешней задолженности. Причиной дефолтов является отсутствие или несовершенство реальных механизмов движения инвести­ционных проектов, обслужива­емых на всех этапах за счет иностранных кредитных линий.

Для того чтобы предупре­дить возникновение подобных ситуаций, надо, чтобы система отслеживания, планирования и контроля имела надежную ста­тистическую базу, включающую показатели, учитывающие раз­меры внешних поступлений во всех формах и во всех секто­рах национальной экономики. Также, на наш взгляд, имеет смысл внедрить конкурсный отбор иностранных кредиторов с тщательным изучением воп­роса о целесообразности ис­пользования кредитных линий в зависимости от важности и обоснованности подготовлен­ных проектов. А для этого нуж­на их детальная предваритель­ная экспертиза, проводимая банками и независимыми эк­спертами.

В целях привлечения ино­странных портфельных инвес­тиций в процесс приватиза­ции следовало бы разработать принципы их валютной конвер­тации, а также выделять спе­циальные группы приватизиру­емых предприятий для между­народных торгов, развивая первичный и вторичный рын­ки ценных бумаг, что обеспе­чит широкие возможности для приобретения иностранными инвесторами имущественных прав. Осуществление всего комплекса указанных мер бу­дет способствовать привлече­нию иностранных инвестиций в экономику Республики Узбе­кистан.

Предприятия с иностранными инвестициями

Характеризует эффективность прово­димой инвестиционной политики дея­тельность предприятий с участием ино­странного капитала. Несмотря на сокра­щение численности действующих ПИИ (предприятий с иностранными инвес­тициями) (с 1951 до 1910) за год, их вклад в создание валового внутренне­го продукта страны в 1999 году остал­ся практически на уровне 1998 года и составил 13% (диаграмма 3).

Прекращение деятельности и ликви­дация совместных предприятий проис­ходят не только из-за существующих проблем с доступом к твердой валюте, но и в результате недостаточно проду­манных условий учредительных догово­ров, распределения и страхования воз­можных рисков, а также часто из-за от­сутствия навыков работы с иностранны­ми партнерами.

Рассматривая изменение объема про­дукции, выпускаемой предприятиями с иностранными инвестициями за после­дние годы, можно отметить в целом тен­денцию роста. Так, за период с 1996 г. по 1999 г. объем продукции ПИИ в со­поставимых ценах 1996 года вырос в 2,8 раза. За 1999 год реальный объем про­дукции ПИИ увеличился на 12,8%.

Размер уставных фондов ПИИ сокра­тился в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 23%, что связано с уменьшением численности действующих ПИИ. По дан­ным Министерства макроэкономики и статистики, практически весь объем иностранного капитала приходится на прямые инвестиции. Большая часть вкла­дов (более 60%) в уставный капитал осу­ществляется иностранными партнера­ми в виде оборудования и технологий.

Наибольший объем торговых опера­ций предприятий с иностранными ин­вестициями в январе - августе 2000 года приходился на долю Республики Корея, Великобритании, Российской Федера­ции, Турции, Германии, США, Франции, Японии, Китая, Польши и других стран.

Доля импорта предприятий с инос­транными инвестициями в общем им­порте страны имеет тенденцию к пониже­нию, но оставалась в 1999 году достаточ­но большой - 33%, С 1996 по 1999 гг. объем импорта ПИИ снизился на 40% (табли­ца 1). Однако в объеме выпускаемой про­дукции доля импорта составляет более 1/ 3, что свидетельствует о недостаточном ис­пользовании местного сырья.

В структуре импорта, по данным за 8 месяцев 2000 года, машины и обо­рудование составляют 50,3%, химичес­кая продукция - 15,4%, продовольствен­ные товары - 8,4%, черные и цветные металлы - 4,7%.

В целях сокращения импорта продук­ции производственного назначения, рационализации валютных расходов государства в сентябре 2000 г. была принята Программа локализации про­изводства изделий и материалов на базе местного сырья на период до 2005 года.

И в 1999 году сохранялась тенден­ция увеличения в общем объеме экспор­та страны доли ПИИ, она уже достигла 11,5%.

В структуре экспорта предприятий с иностранными инвестициями, по данным за 8 месяцев 2000 года, преобладали машины и оборудование (11,4%), про­довольственные товары (8,4%), хлопокволокно (7,5%), энергоносители (3,6%) и услуги (3,5%).

Хотя за период с 1996 года объем экспорта ПИИ увеличился в 1,7 раза (таблица 2) необходимость обязатель­ной продажи части валютной выручки снижает доходность предприятий. Либе­рализация валютного рынка также по­зволит значительно увеличить экспорт­ные возможности предприятий.

Почти половина предприятий с ино­странным капиталом (48,7%) приходит­ся на мелкие с размерами уставных фондов до $10 тыс., 12% имеют устав­ные фонды от $10 до $59 тыс., 7,2% -от $50 до $100 тыс., 16,4% - от $100 до $300 тыс., 5,1% - от $300 до $500 тыс. Наиболее крупные предприятия с иностранными инвестициями с разме­ром уставного фонда более $500 тыс. составляют 10,7% от общего количества совместных предприятий.

Пятая часть предприятий республики с участием иностранного капитала при­ходится на иностранные предприятия и их дочерние компании (100% уставно­го фонда). Предприятия с долей инос­транного капитала до 10% составляют 26,7%, соответственно 15% - от 25 до 50% и 16,3% - от 75 до 99,9%. Таким образом, наблюдается относительно равномерное распределение предпри­ятий, хотя налоговым законодательством стимулируется более высокая доля ино­странного капитала в уставных фондах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.