Изучение достоинств и недостатков существующих форм привлечения иностранных инвестиций показывает, что наиболее приемлемыми можно считать прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов инвестора в хозяйстве принимающей страны и обусловливают большую выгоду по сравнению с внешними займами[18].
Под стимулированием прямых иностранных инвестиций в широком смысле слова можно понимать процесс создания максимально благоприятных условий, гарантий и стимулов для их широкого привлечения в экономику страны. В настоящее время эта задача стала ключевой и требует выработки новых подходов и механизмов для своего решения. А для этого необходимо объективно и самокритично оценить все проделанное. В этом плане следует прежде всего подчеркнуть тот факт, что создана серьезная законодательная база инвестирования.
Это обеспечило такие благоприятные условия для иностранных инвесторов, как освобождение их от уплаты налога на прибыль в течение семи лет, если вложенный ими капитал задействован в инвестиционной программе республики. Иностранные инвестиции не подлежат национализации и реквизиции. Если в республике будут приняты законы, ухудшающие условия инвестирования, то к иностранным вложениям еще в течение 10 лет будет применяться законодательство, действовавшее на момент осуществления инвестиций. Улучшение общих условий сопровождалось предоставлением ряда льгот ПИИ: снижены налоговые ставки при росте масштабов инвестиций (их долей) в уставных фондах; облегчены условия выплаты налогов на прибыль при росте объема реализации экспортной продукции с 30% и более; в общем объеме реализации предусмотрено льготное налогообложение предприятий, вкладывающих свои капиталы в техническое перевооружение; снижены таможенные пошлины при использовании имущества, ввозимого из-за рубежа на собственные нужды и др.[19]
Однако наряду с положительными моментами в формировании благоприятного инвестиционного климата в республике имеются и определенные трудности. В частности, одной из причин сокращения темпов создания ПИИ и прекращения деятельности уже созданных, особенно небольших и средних, стал несовершенный механизм самого привлечения иностранных инвестиций, а также проблемы с конвертацией выручки. Оценивая инвестиционный климат в нашей стране, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане господин Дэвис Пирс отмечает: "Можно сказать, что для крупных инвесторов с капиталом в десятки и сотни миллионов долларов (а таковые привлекаются при участии и под гарантии правительства) в Узбекистане могут создаваться особые условия благоприятного "микроклимата", что же касается мелких и средних инвесторов, то для них нынешние условия вкладывания капитала в Узбекистан, его эффективного использования и репатриации прибыли не столь привлекательны, как в ряде других стран СНГ и тем более Центральной Европы. Думаю, положение можно значительно улучшить, окончательно решив проблемы с конвертацией валют, основательно либерализовав систему внешней торговли и укрепив банковскую систему, стимулируя при этом конкуренцию банков»[20]. Экспертный анализ по двум странам с переходной экономикой, проведенный Европейским банком реконструкции и развития за 1997 г., позволил дать благоприятный прогноз долгосрочного (на ближайшие 25 лет) экономического роста Узбекистана. Вместе с тем регулярный рейтинг уровня рыночных преобразований, рассчитанный по 11 показателям, выявил ряд позиций, по которым республика отстает. В частности, в сфере регулирования внешней торговли и обменного курса недостаточна либерализация экспорта и импорта; несмотря на почти полную конвертируемость текущего счета платежного баланса, поддерживается множественность (или двойственность) обменного курса; режим конвертации недостаточно прозрачен. Ниже среднего уровня показатель эффективности законодательства, так как некоторые нормативные акты не обладают полной ясностью и имеются случаи их противоречий друг другу. В области банковской системы насущной потребностью является улучшение финансового положения банков и налаживание механизмов банковского надзора, полная либерализация процентной ставки, минимизация льгот для доступа к дешевому рефинансированию, увеличение доли кредитования частных предприятий и широкое присутствие частных и иностранных банков[21].
Следовательно, стимулирование прямых иностранных инвестиций обеспечивается, по нашему мнению, осуществлением мер, направленных на совершенствование финансово-кредитных, налоговых рычагов и стимулов, а также такими нефинансовыми методами, как общая оптимизация рыночной инфраструктуры, обеспечивающей нормальное функционирование иностранного капитала. Сюда относятся: обеспечение необходимыми факторами производства, информацией, различного рода коммуникациями, службами управления, транспорта, улучшение банковского обслуживания и т. д.
Таким образом, речь идет о максимальном использовании того благоприятного инвестиционного климата, который сложился в стране. При заключении кредитных соглашений или реализации инвестиционных проектов обнаруживается ряд трудностей, связанных с возникновением дефолта, т. е. проблемы погашения внешней задолженности. Причиной дефолтов является отсутствие или несовершенство реальных механизмов движения инвестиционных проектов, обслуживаемых на всех этапах за счет иностранных кредитных линий.
Для того чтобы предупредить возникновение подобных ситуаций, надо, чтобы система отслеживания, планирования и контроля имела надежную статистическую базу, включающую показатели, учитывающие размеры внешних поступлений во всех формах и во всех секторах национальной экономики. Также, на наш взгляд, имеет смысл внедрить конкурсный отбор иностранных кредиторов с тщательным изучением вопроса о целесообразности использования кредитных линий в зависимости от важности и обоснованности подготовленных проектов. А для этого нужна их детальная предварительная экспертиза, проводимая банками и независимыми экспертами.
В целях привлечения иностранных портфельных инвестиций в процесс приватизации следовало бы разработать принципы их валютной конвертации, а также выделять специальные группы приватизируемых предприятий для международных торгов, развивая первичный и вторичный рынки ценных бумаг, что обеспечит широкие возможности для приобретения иностранными инвесторами имущественных прав. Осуществление всего комплекса указанных мер будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Узбекистан.
Характеризует эффективность проводимой инвестиционной политики деятельность предприятий с участием иностранного капитала. Несмотря на сокращение численности действующих ПИИ (предприятий с иностранными инвестициями) (с 1951 до 1910) за год, их вклад в создание валового внутреннего продукта страны в 1999 году остался практически на уровне 1998 года и составил 13% (диаграмма 3).
Прекращение деятельности и ликвидация совместных предприятий происходят не только из-за существующих проблем с доступом к твердой валюте, но и в результате недостаточно продуманных условий учредительных договоров, распределения и страхования возможных рисков, а также часто из-за отсутствия навыков работы с иностранными партнерами.
Рассматривая изменение объема продукции, выпускаемой предприятиями с иностранными инвестициями за последние годы, можно отметить в целом тенденцию роста. Так, за период с 1996 г. по 1999 г. объем продукции ПИИ в сопоставимых ценах 1996 года вырос в 2,8 раза. За 1999 год реальный объем продукции ПИИ увеличился на 12,8%.
Размер уставных фондов ПИИ сократился в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 23%, что связано с уменьшением численности действующих ПИИ. По данным Министерства макроэкономики и статистики, практически весь объем иностранного капитала приходится на прямые инвестиции. Большая часть вкладов (более 60%) в уставный капитал осуществляется иностранными партнерами в виде оборудования и технологий.
Наибольший объем торговых операций предприятий с иностранными инвестициями в январе - августе 2000 года приходился на долю Республики Корея, Великобритании, Российской Федерации, Турции, Германии, США, Франции, Японии, Китая, Польши и других стран.
Доля импорта предприятий с иностранными инвестициями в общем импорте страны имеет тенденцию к понижению, но оставалась в 1999 году достаточно большой - 33%, С 1996 по 1999 гг. объем импорта ПИИ снизился на 40% (таблица 1). Однако в объеме выпускаемой продукции доля импорта составляет более 1/ 3, что свидетельствует о недостаточном использовании местного сырья.
В структуре импорта, по данным за 8 месяцев 2000 года, машины и оборудование составляют 50,3%, химическая продукция - 15,4%, продовольственные товары - 8,4%, черные и цветные металлы - 4,7%.
В целях сокращения импорта продукции производственного назначения, рационализации валютных расходов государства в сентябре 2000 г. была принята Программа локализации производства изделий и материалов на базе местного сырья на период до 2005 года.
И в 1999 году сохранялась тенденция увеличения в общем объеме экспорта страны доли ПИИ, она уже достигла 11,5%.
В структуре экспорта предприятий с иностранными инвестициями, по данным за 8 месяцев 2000 года, преобладали машины и оборудование (11,4%), продовольственные товары (8,4%), хлопокволокно (7,5%), энергоносители (3,6%) и услуги (3,5%).
Хотя за период с 1996 года объем экспорта ПИИ увеличился в 1,7 раза (таблица 2) необходимость обязательной продажи части валютной выручки снижает доходность предприятий. Либерализация валютного рынка также позволит значительно увеличить экспортные возможности предприятий.
Почти половина предприятий с иностранным капиталом (48,7%) приходится на мелкие с размерами уставных фондов до $10 тыс., 12% имеют уставные фонды от $10 до $59 тыс., 7,2% -от $50 до $100 тыс., 16,4% - от $100 до $300 тыс., 5,1% - от $300 до $500 тыс. Наиболее крупные предприятия с иностранными инвестициями с размером уставного фонда более $500 тыс. составляют 10,7% от общего количества совместных предприятий.
Пятая часть предприятий республики с участием иностранного капитала приходится на иностранные предприятия и их дочерние компании (100% уставного фонда). Предприятия с долей иностранного капитала до 10% составляют 26,7%, соответственно 15% - от 25 до 50% и 16,3% - от 75 до 99,9%. Таким образом, наблюдается относительно равномерное распределение предприятий, хотя налоговым законодательством стимулируется более высокая доля иностранного капитала в уставных фондах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9