В этих условиях требуется заметная активизация инвестиционного процесса, от успешного осуществления которого во многом зависит действенность создаваемого экономического механизма и особенно наращивание производственного потенциала республики.
В свою очередь, повышение инвестиционной активности и ускорение структурной перестройки экономики всецело зависит от объемов и сроков накопления инвестиционных ресурсов, формируемых на основе разумной бюджетной, налоговой, амортизационной и кредитной политики. Кроме того, следует шире привлекать нетрадиционные источники финансирования, среди которых иностранные инвестиции, валютные займы и кредиты, использование лизинга и франчайзинга.[8]
Углубление экономических реформ, проводимых в республике, ставит целый ряд экономических, правовых и методологических проблем, связанных с анализом и оценкой эффективности долгосрочных вложений.
В Узбекистане становление новых экономических отношений происходит в условиях формирования новой нормативно-правовой базы, еще недостаточно подкрепленной методически.
В новых условиях хозяйствования требуется такая методика, в которой учитывались бы социально-экономические, территориальные и природно-климатические особенности Узбекистана, международная практика и разработки стран СНГ. Кроме того, она должна реагировать на изменения в сметной стоимости строительства объектов, вызванные различиями в природно-климатических условиях республики.
В настоящее время потенциальные инвесторы, особенно иностранные, хотя и располагают методическим инструментарием для проведения укрупненных оценок, но не имеют достаточной информационной базы, отражающей природно-климатические и региональные особенности республики, что чревато существенными просчетами и ошибками.
При разработке методологии и методики определения эффективности как внешних, так и внутренних инвестиций следует планировать получение от капитальных вложений не только разовой выгоды, но и достижение так называемого «цепного эффекта». Это означает, что продукция конкретного - предприятия или цеха, сооруженного в результате привлечения инвестиций, должна давать эффект не только в данной отрасли, т. е. в первом круге использования, но и во всех сферах народного хозяйства, с ним связанных, при этом вынуждая их внедрять новую технику и прогрессивную технологию, а также самые новые достижения науки и техники, повышая в целом эффективность производства, способствуя тем самым решению социально-экономических задач.
Усиление общественного эффекта инвестиций представляет собой сложную и многогранную социально-экономическую проблему. Она охватывает все аспекты экономики; ее сущность может быть определена как достижение максимальных результатов при наименьших затратах труда, материальных и денежных средств. В конечном итоге повышение общественного эффекта должно обеспечивать возрастание национального дохода и, как следствие, повышение жизненного уровня населения Узбекистана.
Если величина капитальных вложений зависит от роста национального дохода и его доли накопления, то величина физического объема национального дохода в свою очередь определяется тем, насколько эффективно используются капитальные вложения и создаваемые благодаря им основные производственные фонды.
Следует особо подчеркнуть роль изучения фактической эффективности капитальных вложений. Анализ отчетных материалов министерств, ведомств, проектных и научно-исследовательских институтов, строительных организаций не только позволяет выявить экономические результаты уже авансированных из фонда накопления средств и, частично, амортизационных отчислений, но и разработать кардинальные меры по повышению эффективности как иностранных, так и внутренних инвестиций и критически оценить теоретические концепции, выдвинутые в годы советской власти.
Для этого необходимы тщательный анализ данных отчетов об осуществленных и подлежащих осуществлению капитальных вложениях, оценка правильности их направления, выявление недостатков и определение путей их исправления. Такой анализ конкретного материала, несомненно, явится наиболее надежным источником дальнейшего совершенствования методов определения эффективности вложений; попытки улучшения этих методов вне анализа фактических данных неизбежно оказываются бесплодными и обреченными на провал. При освоении иностранных и внутренних инвестиций необходимо добиваться того, чтобы экономическая результативность, заложенная еще на стадии проектирования, распространялась на сферу строительного производства и в течение длительного периода сказывалась на эксплуатационных показателях предприятий[9].
От качества организации проектно-сметного дела в значительной степени зависит эффективность не только подлежащих освоению, но и уже освоенных в строительном производстве иностранных и внутренних инвестиций, а также технико-экономические показатели действующих и проектируемых предприятий.
Проектирование заводов, фабрик и других производственных и непроизводственных объектов, являясь начальным этапом воспроизводства основных фондов, имеет исключительное значение. Идеи, заложенные в проектах строительных объектов, приобретают в сфере строительного производства и эксплуатации его продукции форму материальных ценностей.
Недооценка проектирования как звена, соединяющего науку с производством, в конечном итоге заметно снижает его качество. Высокое качество проекта обеспечивается такими инженерными и экономическими решениями, которые связывают в единое целое новейшие достижения науки, техники и практический опыт. Эти решения должны безусловно гарантировать технико-экономическую эффективность создаваемого производства, значительное повышение производительности труда, разумное размещение предприятия на территории республики, решение проблем социального характера. Степень эффективности проектных решений в значительной степени зависит и от организации системы информации.
В проводимой министерствами, ведомствами и научными организациями инновационной политике ощущается явная недооценка технологической модели связи науки с производством, в соответствии с которой обязательным связующим звеном между ними выступает проектирование. Зачастую этот факт игнорируется и предпринимаются попытки внедрить результаты исследований непосредственно в производство, что в принципе невозможно без соответствующей их доработки в сфере проектирования. В практике реализации инновационных достижений необходимо опираться на опыт таких выдающихся ученых Узбекистана, как академики X. А. Абдуллаев, А. С. Садыков, которые при внедрении научных достижений всегда учитывали значимость процесса проектирования.
Прекрасные климатические условия Узбекистана в сочетании с его огромными минерально-сырьевыми и трудовыми ресурсами являются важным фактором повышения эффективности капитальных вложений. Однако если влияние природных ресурсов и форм организации производства на эффективность капитальных вложений традиционно учитывается в экономических расчетах, то климатическому фактору пока не уделяется должного внимания ни в научных исследованиях, ни в практике проектирования и строительства. До сих пор не разработана методика измерения эффекта, получаемого при проектировании и строительстве за счет рационального использования климатического фактора (в конкретных условиях каждой области республики).
Мягкий климат Узбекистана и других стран Средней Азии позволяет широко применять облегченные конструкции (например, асбоцементные волнистые листы) для ограждений, монтировать некоторые виды машин и механизмов на открытых и полуоткрытых площадках, размещать транспортные ленты на открытых эстакадах, что значительно сокращает затраты не только при строительстве, но и при эксплуатации предприятий.
Перечисленные возможности резко увеличивают долю средств, направляемых на закупку дополнительного оборудования, что, в свою очередь, улучшает материально-вещественную структуру инвестиций, т. е. повышает техническую вооруженность труда, являющуюся синтетическим показателем инновационного процесса. Однако среди климатических факторов имеются и отрицательные. Это, прежде всего сейсмичность ряда территорий и просадочность грунтов: они нередко приводят к удорожанию сметной стоимости строительства.
Предварительные расчеты показывают, что 1,5% территории республики относится к районам с сейсмичностью в 9 баллов, 3,7% - 8 баллов, 23,3% - 7 баллов, 34,6% - 6 баллов и 37% - к несейсмичным.
Просадочные грунты распространены весьма незначительно: из 44991,4 тыс. га территории республики только 1460 тыс. га (около 3,1%) имеют просадочные грунты.
С учетом всех названных условий и в целях улучшения территориального размещения производительных сил необходимо разработать новые варианты типовых проектов для средних и малых предприятий, которые смогут инвестироваться как внутренними, так и внешними инвесторами. В этих проектах должен быть указан (в зависимости от выбора варианта размещения) экономический эффект за счет правильного использования природно-климатического своеобразия района строительства.
Такие проекты должны разрабатываться в каждом министерстве, ведомстве, городском, областном хокимиятах. Это значительно повысит инвестиционную привлекательность подобных проектов не только для иностранных, но и для отечественных инвесторов и создаст предпосылки для реального увеличения средств, вкладываемых в народное хозяйство республики[10].
Инвестиции и инновации являются довольно тесно смыкающимися структурными элементами рынка, следовательно, любая инвестиционная тактика, которую осуществляет то или иное предприятие, будет определенным образом связана с инновационной деятельностью.
В данном контексте надо иметь в виду еще одно весьма важное обстоятельство: выход на передовые позиции экономического развития в начале XXI века неизбежно вызовет новую научно-техническую революцию, а та, в свою очередь, - инновационно-инвестиционный бум, который будет направлен на обновление основного капитала на принципиально новой конкурентной основе. Следовательно, капиталовложения без инноваций невозможны, поскольку не имеет смысла воспроизводить устаревшие в техническом и технологическом отношении производства. Однако инноваций без капиталовложений не существует. Уже сегодня стало реальностью формирование тесно взаимосвязанных инвестиционного и инновационного рынков, что помогает ресурсному обеспечению насущных видов инновационной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9