Рефераты. Единая европейская валюта и международная экономика

В конечном итоге как уже было сказано выбор был оставлен на двух последних подходах. Формально они отличаются тем, что в первом случае центральный банк, выбрав соответствующие агрегаты денежной масс, осуществляет за ними и за каналами воздействия на них контроль, сопоставляя результаты с теми изменениями, которые возникают в области цен. При этом все остальные показатели (уровень процентных ставок, валютного курса) используются как вспомогательные. Во втором случае все факторы, влияющие на цены, рассматриваются как равнозначные. Все внимание при этом сосредоточено на ценах. Указанные подходы также не могут использоваться по таким чисто теоретическим схемам, поскольку заложенные в их основе причинно-следственные зависимости часто на практике проявляются со значительными погрешностями.

За ЕЦБ было закреплено право по использованию определенных инструментов денежно-кредитной политики: операций на открытом рынке, резервирования и так называемых постоянных механизмов, обеспечивающих мобилизацию свободных средств с рынка и возможность получения их в режиме "овернайт".

Операции на открытом рынке предполагается проводить несколькими способами: в первую очередь путем реверсных операций, когда ЕЦБ либо осуществляет покупку или продажу определенных активов с обязательством осуществить обратную операцию через обозначенное время, либо выдает кредит под обеспечение определенными активами. Данные операции могут носить не только краткосрочный характер, но также осуществляться на более продолжительное время. Хотя заложенный в них характер стерилизации не ориентирует их на структурные изменения.

Другим инструментом является использование метода прямых безвозвратных операций, предполагающих переход права собственности на активы от продавца к  покупателю. Главная особенность данного метода - отсутствие обратных стерилизующих операций, что позволяет достигать с их помощью более долгосрочных системных изменений.

Возможен также выпуск долговых сертификатов, операций по валютным свопам (покупка или продажа валюты спот с одновременной обратной форвардной операцией), а также операций по депозитам с фиксированным сроком действия.

Помимо операций на открытом рынке, ЕЦБ предоставлено право устанавливать норму резервирования по определенным видам пассивов для кредитных учреждений.

На начальном этапе функционирования евро используется подход, согласно которому национальные банки держат у себя минимальный резерв в пользу ЕЦБ для нужд последнего по регулированию денежно-кредитной политики.

Помимо официальных механизмов уже действует и межбанковский рынок. В этой связи была создана электронная система платежей ТАРГЕТ (транс-Европейская автоматизированная экспресс-система валовых расчетов в режиме реального времени), которая соединяет национальные системы валовых расчетов для обеспечения бесперебойного перевода средств, контроля за дебиторской и кредиторской задолжностью и клиринга. При этом национальные кредитные учреждения завязаны на свои центральные банки через систему корреспондентских счетов,  а центральные банки, в свою очередь, взаимосвязаны через блок связи системы. Осуществление платежа финансового института одной страны в финансовый институт другой теперь предполагает списание средств со счета плательщика, зачисление их на счет национального центрального банка фирмы-плательщика, уведомление национального банка фирмы-получателя, перевод средств между центральными банками и кредитование счета конечного получателя. На каждом этапе производятся выверка и подтверждение обязательств и происхождение средств.


Таким образом, создана достаточно разветвленная система, позволяющая предотвратить возникновение кризиса ликвидности в зоне евро, потенциальную возможность которого на этапе отладки создаваемых механизмов движения финансовых потоков исключить нельзя.



1.5 Три фазы перехода к новой валюте.

          Фаза А началась 2 мая 1998 года с принятием Советом Европы реше­ния о первом составе участников валютного союза, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям. Решение было принято, как и предусматривалось, на основе уточненных экономических показателей за 1997 г. В 11 странах: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Ирландии, Португалии, Испании, Австрии и Финляндии решено было вводить единую валюту. Греция пока не удовлетворяет утвержденным критериям. Дания решила не участвовать в валютном союзе (референдум в июне 1992 г. продемонстрировал отрицательное отношение населения этой страны к вступлению в валютный союз), но оставила за собой право изменить это решение. Великобритания тоже решила воздержаться от участия в валютном союзе по политическим и экономическим со­ображениям. Последние заключаются в том, что в настоящее время страна пе­реживает фазу подъема, при этом уровень процентных ставок один из са­мых высоких в ЕС (выше только в Греции). Она не может позволить себе их снижение, что неизбежно в случае присоединения к валютному союзу, из-за опасности "перегрева" экономической конъюнктуры. Но аналитики считают, что Великобритания будет стремиться вступить в валютный союз до 2002 г., не желая упустить возможность оказывать влияние на ситуа­цию в Европе. Швеция пока тоже воздерживается от участия в валютном союзе, опасаясь, что со своей громоздкой системой социального обеспе­чения не сможет адекватно реагировать на повышение уровня конкуренции в валютном союзе.

          После определения состава участников валютного союза на встрече в Брюсселе было принято решение о создании Европейского центрального банка (ЕЦБ) и фиксации двусторонних обменных курсов 11 стран- участниц валютного союза. Решение о фиксации обменных курсов принято заранее с целью исключить спекуляции накануне 1 января 1999 г. Эти курсы будут использоваться при определе­нии безотзывных конверсионных курсов перевода национальных валют в ев­ро с первого дня ее принятия в качестве единой валюты.


          Фаза В началась 1 января 1999 г. Для валют всех стран-участниц был установлен фиксированный обменный курс по отношению к евро, равный 1 экю, существование ко­торой должно было прекратиться с введением евро.

          Во время переходного периода (начало 1999-начало 2002 гг.) евро будет использоваться в банковских операциях наряду с национальными ва­лютами. Банки будут иметь возможность осуществлять сделки и предоставлять услуги клиентам в евро с начала 1999 г. Ведение операций в евро станет обязательным только с начала 2002 г.

          С экономической точки зрения валютный союз существует уже с 1 января 1999 г., хотя евробанкноты и монеты будут запущены в обра­щение только через 3 года. В этот период евро будет использоваться только для безналичных расчетов, причем на добровольной основе. Тем не менее уже в 1997 г. многие европейские компании объявили, что с 1 ян­варя 1999 г. по собственному желанию переведут свои безналичные расче­ты на евро.


          Фаза С начнется 1 января 2002 г. с введением в обращение евро­банкнот и евромонет, которые в течение первого полугодия 2002 г. будут являться законным средством платежа наряду с национальными банкнотами и монетами, которые выйдут из обращения и потеряют статус законного платежного средства после 1 июля 2002 г., 30 июня 2002 года европейцы будут иметь возможность последний раз купить пива и орешков к нему за свои родные марки, песо, гульдены и фунты. С 1 июля для всех операций в обращении должны остаться лишь евро.


 

 

1.6 Преимущества и недостатки введения евро.

Достижение большей степени интеграции в рамках Европейского Союза.     Повышение эффективности валютной системы и монетарной политики ЕС. При  наличии одного Центрального банка вместо пятнадцати будет намного     проще проводить общую политику в области организации кредитования, расчетов, ценообразования, налогов и др. Ожидается, что это позволит эффективно бороться с инфляцией, снизить процентные ставки и уровень налогов. Имея полный контроль над национальной валютой, отдельные европейские страны сегодня склонны к проведению ее девальвации с целью повышения     конкурентоспособности национальной продукции, оказывая негативное влияние на единый рынок товаров и услуг.

Достижение большей эффективности торговых сделок между странами Европейского Союза. Во-первых, это произойдет за счет устранения    издержек по конвертации средств и сокращения сроков их перевода в другие страны ЕС. Это даст возможность сокращения размеров оборотного капитала или ускорения его оборачиваемости в рамках отдельных компаний. Во-вторых, устраняется возможность потерь, связанных с колебаниями курсов валют за время осуществления сделок. Т.о., заключая долгосрочный контракт,     предприниматель может быть уверен, что его прибыль по сделке не будет     "съедена" за счет изменения обменного курса.    

Возможен более быстрый экономический рост. Устранение неопределенности при     осуществлении сделок, упрощение межстрановой торговли в рамках ЕС, повышение     предпринимательских ожиданий, более эффективная денежная и экономическая     политика должны привести к более высоким темпам роста экономики ЕС в     долгосрочной перспективе.

    Ежегодно на конвертацию национальных валют хозяйствующие субъекты ЕЭС тратят   около 20 млрд $. С введением евро эти издержки значительно сократятся.

Возможные недостатки введения евро:   

Спекулятивная атака на евро. Так как введение евро будет сопровождаться     определенными трудностями, в частности необходимостью четкой координации     действий ЕЦБ и национальных центральных банков, что в условиях перехода на     одну валюту подвергается сомнению западными специалистами, то вероятна     попытка проведения спекулятивных операций с евро. Кроме этого спекуляции     возможны и по следующим причинам :

        Возможное проведение спекулятивных атак для снижения курса евро, с последующей скупкой евро, это может быть связано с тем, что евро         потенциально считают одной из сильнейших валют мира. Возможное проведение спекулятивных атак, с последующей скупкой         государственных бумаг стран, входящих в ЕВС.

    Возможна массовая безработица и экономический спад общеевропейского     масштаба. Главным фактором конкурентной борьбы станет стоимость труда.     Единая валюта, приведет к тому, что ставки зарплаты в разных странах зоны     евро будут легко сравнимы. Рабочие и их профсоюзы будут инстинктивно давить     на работодателей с целью повысить зарплаты до высшего уровня. И единственный     выход для работодателей, пытающихся сохранить свои цены конкурентоспособными     на мировых рынках, - дальнейшее сокращение рабочей силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.