Рефераты. Единая европейская валюта и международная экономика

Уровень инфляции (%)

Уровень процентных ставок по д/ср кредитам (%)

Австрия

2,5

66,1

1,1

5,6

Бельгия

2,1

122,2

1,4

5,7

Германия

2,7

61,3

1,4

5,6

Ирландия

-0,9

66,3

1,2

6,2

Испания

2,6

68,8

1,8

6,3

Италия

2,7

121,6

1,8

6,7

Люксембург

-1,7

6,7

1,4

5,6

Нидерланды

1,4

72,1

1,8

5,5

Португалия

2,5

62,0

1,8

6,2

Финляндия

0,9

55,8

1,3

5,9

Франция

3,0

58,0

1,2

5,5

Вызывала вопросы и проблема фиксации валютных курсов. 1 января 1999 года курсы валют стран-участниц были зафиксированы относительно евро. Применение возможных методов при установке курсовых соотношений должно было основываться на складывающихся соотношениях в рамках действия ЭКЮ.

Предполагалось, что евро будет соотноситься с ЭКЮ как 1:1, что выглядело бы вполне логично в случае, если корзины, формирующие евро и ЭКЮ, были бы идентичны. Однако в складывающейся ситуации - при неучастии таких весомых валют, как английский фунт (вес в корзине ЭКЮ составляет 11-12%) говорить о полной корректности приравнивания ЭКЮ и евро нельзя. Вывод некоторых валют за пределы рассчитываемой корзины должен был бы сделать необходимым пересмотр весов других валют, которые могут иметь иные курсовые соотношения с ЭКЮ. В результате реальный вес евро относительно ЭКЮ должен быть иным, равно как и его номинальная рыночная стоимость. Однако на практике этого не произошло.

Далее требовалось точно определить, какие курсы национальных валют стран-участниц брать за основу при их фиксации. Ориентация на курсы "на конец периода", отражая самое последнее положение, могла привести к закреплению каких-то не совсем объективных соотношений в случае, если курсы были подвержены краткосрочным колебаниям. Также не совсем конкретным представлялось бы и использование "среднего за период" курса национальной валюты к ЭКЮ, поскольку это автоматически внесло бы искажения в экономическую основу такого курса ввиду упомянутых выше различий в корзинах ЭКЮ и евро. В результате за основу была взята формула, учитывающая ряд показателей экономического состояния данного государства, курс валюты к ЭКЮ и некоторые другие факторы.

В таблице 3 представлены курсы национальных валют по отношению к евро, которые дал Европейский Центральный БАнк на 31 декабря 1999 года.

Таблица 3: Курс евро по отношению к национальным валютам естран еврозоны.

Валюта

Курс

Австрийский шилинг

13,76

Бельгийский франк

40,34

Ирландский фунт

2,20

Испанская песета

5,95

Итальянская лира

6,56

Люксембургский франк

1,96

Немецкая марка

0,79

Нидерландский гульден

1936,27

Португальский эскудо

40,34

Финляндская марка

200,48

Французский франк

166,39

1.4 Роль Европейского Центрального Банка в новой валютной системе.

Для обеспечения функционирования системы была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) и Европейский Центральный банк (ЕЦБ).

Согласно уставу ЕСЦБ и ЕЦБ на новую Систему фактически возлагаются традиционные функции денежно-кредитного и валютного регулирования, а также валютного контроля и надзора за банковской системой, которые характерны для центральных банков.

Это означает, что создан новый, достаточно централизованный механизм осуществления денежно-кредитной и валютной политики, в котором главную роль играет ЕЦБ, при том, что выработка конкретной политики происходит при участии руководителей национальных центральных банков. Голос каждой страны увязан с ее долей в уставном капитале банка. В таких условиях, в случае несогласия конкретной страны с принимаемым решением в ее распоряжении не остается рычагов для блокирования этого решения, и она должна будет подчинить ему свою экономическую политику. При этом формально объявлено, что основная цель ЕЦБ - это поддержание стабильности цен. Для достижения этой задачи первоначально рассматривалось несколько возможных ориентиров денежно-кредитной политики:

Ø     контроль за валютным курсом

Ø     контроль за процентными ставками

Ø     контроль за номинальным доходом

Ø     контроль за денежной массой

Ø     контроль за темпом роста цен

После проведения среди участников обсуждений было решено остановиться на последних двух вариантах - контроле за денежной массой и контроле за темпами роста цен.

При варианте с контролем за валютным курсом не были бы эффективно решены вопросы, связанные с ценовой стабильностью. Это вызвано следующими обстоятельствами:

Ø     существует лаг между изменениями курса и цен;

Ø     колебания валютных курсов могут носить конъюнктурный, краткосрочный характер;

Ø     эти колебания могут быть спровоцированы каким-то событием за пределами региона, а потому быть менее предсказуемыми;

Ø     валютный курс оказывает влияние в первую очередь на цены товаров, обращающихся исключительно на внутреннем рынке;

Ø     в ряде случаев валютные курсы могут не гарантировать ценовой стабильности с учетом формирования спроса на финансовом рынке.

Контроль за процентными ставками также наталкивается на ряд трудностей. Так, в частности, неясности относительно равновесного уровня процентных ставок, которые обеспечивали бы ценовую стабильность и в то же время не являлись тормозом для экономического роста.

Контроль за номинальным доходом  является по сути регулированием спроса. Его использование может наткнуться на целый ряд препятствий как экономического так и политического характера. Кроме того, отслеживание всех компонентов спроса является весьма трудоемкой работой, что может снизить эффективность и мобильность такого контроля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.