Рефераты. Дополнительные операции банков (Лизинговые операции)

6. Банк торговца (эсквайр) получает от своего клиента ежедневно или в другие установленные сроки, надлежаще оформленные торговые счета. Эти счета рассматриваются банком как эквивалент денежных сумм, которые подлежат немедленному зачислению на счет торговца. Торговец может сразу же использовать эти деньги независимо от того, возместит ли покупатель в последствии сумму своей покупки банку эмитенту. Исключение делается лиш в тех случаях, если покупка сделана с нарушением установленных правил при сознательном участии торговца.

При оплате счетов с торговца удерживается особая комиссия (дисконт) в размере от 2 - 5% от суммы сделки.

7. В конце каждого месяца банк осуществляет процедуру биллинга, то есть посылает владельцу карточки специальную выписку с его карточного счета с указанием всех операций, произведенных за период, а так же сумм и сроков погашения задолженности.

У владельца карточки есть два альтернативных варианта расчетов с банком:

- погасить долг без выплаты процентов в течение льготного срока - 25-30 дней с даты платежа, указанной в выписке

- продлить кредит за пределы льготного срока с начислением 1,5-2% в месяц на сумму непогашенного среднедневного остатка долга.

Основные этапы торговой операции торговой операции с применением банковской кредитной карточки приведена на следующей схеме -         

При покупке товара по банковской кредитной карточке на сумму менее разового лимита торговец выписывает торговый счет, копия которого вместе с товаром и карточкой передается покупателю (1,2). В случае же превышения лимита торговец связывается с банком-эсквайром для проведения авторизации (получения разрешения на сделку). Если владелец карточки - клиент банка-эсквайра то есть последний является также эмитентом карточки, то авторизацию проводит сам эсквайр (3.3а). Сделка в этом случае оформляется согласно процедуре (2). Если же владелец карточки - клиент другого банка, то для получения авторизации эсквайр связывается с банком-эмитентом через систему информационного обмена (4,4а). После получения разрешения эта информация поступает к торговцу, и сделка завершается передачей товара (3а и 2). По окончании рабочего дня (недели, месяца) торговец предъявляет банку - эсквайру торговые счета по карточным покупкам. Банк зачисляет суммы (за вычетом дисконта) на текущий счет владельца (5). Если владелец карточки - клиент банка - эсквайра (см 3 , 3а), то последний проводит расчет непосредственно с владельцем (6). Банк посылает выписку с указанием сумм подлежащих погашению, и сроков уплаты долга. В случае же, если владелец карточки - клиент другого банка, схема расчета усложняется. Банк-эсквайр получает деньги от банка эмитента через систему информационного обмена (интерчейндж) (7) . При этом банк-эквайр уплачивает эмитенту комиссию за интерчейндж. Для завершения расчета в соответствии с (7) банк эмитент получает платеж от владельца карточки (8).

  Такова общая схема расчета при покупке товара с применением банковской кредитной карточки. За ее рамками остается ряд важных операционных и технических деталей, которые будут рассмотрены позже.


Выгоды системы карточных расчетов для ее участников.

Быстрое распространение банковских кредитных карточек, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы. Каковы эти выгоды?

Владельцы карточек. Основные привлекательные черты для владельцев карточек заключается в следующем:

- удобство пользования

- автоматическое предоставление банковского кредита

- возможность отсрочить погашение долга

- регулярное получение полной информации о произведенных операциях.

Торговцы. Для этой категории участников карточные расчеты имеют следующие преимущества:

- расширение продаж и привлечение новых покупателей

- возможность предоставления кредита без использования собственных средств и ведение специальных систем учета

- снижение риска благодаря замещению банковских чеков карточками.

Банки. Банки выступили инициаторами внедрения кредитных и других видов карточек, рассчитывая получить следующие выгоды:

-увеличение потребительских ссуд

- расширение сферы деятельности банка на отдаленные районы

-”перекрестная” продажа дополнительных продуктов и услуг владельцам карточек

- получение дополнительного дохода в форме комиссионного вознаграждения и процентных поступлений.

 

Банки участники системы карточных расчетов.

В системах банковских карточек проводится четкое функциональное разграничение между банками эмитентами карточек и банками-эсквайрами. Первые обслуживают владельцев карточек, открывают им специальные счета и выполняют функции процессинга, вторые предоставляют комплекс услуг торговым предприятиям и сервисным фирмам, принимающим карточки в оплату товаров и услуг. В начальный период становления карточных систем большинство банков выполняло одновременно функции эмитента и эсквайра. Однако в результате конкуренции ставка дисконта, уплачиваемая торговцами, снизилась настолько, что операции эсквайринга могли приносить доход только крупным банкам и специализированным учреждениям, получающим экономию на масштабах операций. Соответственно произошла концентрация эсквайринга у немногих учреждений.

Остановимся более подробно на специфике функций эмитента и эсквайра.


Банк-эмитент.

Основные функции банка-эмитента сводятся к следующему:

- выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца карточки, эмбоссинг, высылка карточки клиенту, возобновление карточки).

- анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя, открытие карточного счета, определение кредитного лимита)

- авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки в автоматическом режиме или по телефону, обновление мастер-файла, взаимодействие с системами информационного обмена)

- обмен информацией и получение комиссии за интерчейндж

- биллинг (подготовка и высылка владельцу карточки выписки с указанием сумм и сроков погашения задолженности)

- бухгалтерский учет операций по карточному счету

- взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного лимита

- работа с клиентами (ответы на запросы, рассмотрение жалоб)

- обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством (подготовка отчетов по украденным и подделанным карточкам, блокирование счетов)

- маркетинг (поиск новых клиентов, реклама, программы активизации операций по карточным счетам)

Эмиссия карточек. Это отнюдь не техническая функция. Положительное решение по заявке клиента на получение карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Если результаты анализа неблагоприятны для клиента, ему могут предложить дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета при 100%-й авторизации в режиме реального времени.

Если же кредитоспособность клиента оценена положительно, вся существующая информация с заявки вводится в компьютер, где создается файл-мастер для персональных данных. В него заносится фамилия и имя клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента.

Необходимо указать на меры безопасности, которые должны соблюдаться в процессе производства и пересылке клиентам карточек. Участок производства карточек в банке (или в специализированной фирме) отделен от других отделов и находится под строгим контролем. Доступ разрешается узкому кругу лиц, чтобы сократить риск похищения бланков или готовых карточек, подлежащих отправке владельцам.

После высылки карточки по почте владельцу сообщается ПИН-код, используемый для идентификации владельца при операциях через электронные терминалы и банковские автоматы. Конверт с ПИНом высылается обычно через несколько дней после высылки карточки. Кроме того, на карточке часто указывается дата, с которой она становится действительной. Все это делается для того, чтобы снизить опасность незаконного использования карточки, если она будет похищена при пересылке.

Мы уже говорили об авторизации торговой сделки банком-эмитентом. Она производится двумя способами:

- через электронный терминал в торговом предприятии

- по телефону (голосовая авторизация)

Терминалы устанавливаются в крупных торговых центрах с большим ежедневным оборотом. Обычно терминалы производят 100%-ю авторизацию всех сделок в автоматическом режиме. При наличии электронного терминала центральный компьютер торгового центра напрямую соединен с центральным компьютером систем информационного обмена, например “Визанет” или “Банкнет”

Голосовая авторизация применяется там, где объем сделок относительно невелик. Как и авторизация через терминал, она осуществляется, когда сумма покупки превышает установленный лимит для одной операции или в тех случаях, когда существуют сомнения по поводу личности предъявителя карточки.

Авторизация должна проводится быстро, чтобы не заставлять покупателя ждать. Вместе с тем, это весьма трудоемкая процедура, требующая времени и внимания.

Работник, отвечающий на запрос, фиксирует на клавиатуре своего терминала следующие данные:

- идентификационный номер торгового предприятия (минимум 16 знаков)

- номер счета владельца карточки (16 знаков)

- дату истечения срока карточки (4-6 знаков)

- сумму операции (5-10 знаков)

Следовательно, прежде чем дать ответ на запрос, необходимо набрать на экране дисплея от 40 до 50 знаков.

Чтобы контролировать быстроту и правильность работы сотрудников авторизационного центра, банки устанавливают определенные критерии: среднюю скорость ответа работника банка на авторизационный запрос (в секундах с момента телефонного звонка до начала ответа), правильность ответа (по записи на ленте), быстроту реакции, если карточка числится в “горячем”списке (hot list),когда требуется вызвать службу безопасности и т.д.

Биллинг. Банк эмитент периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту особый документ - выписку с его кредитного счета, где указываются комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку связи с проведением операций, обязательную минимальную сумму погашения долга и новый остаток задолженности. Эта процедура называется биллингом (billing), дата выписки - датой выписки (billing date), период между двумя датами - (billing cycle), а сам документ выпиской по биллингу (billing statment). Согласно “Закону о справедливом кредитном биллинге”, принятому в США в 1977 г., выписка по биллингу должна быть выслана банком клиенту не позднее, чем за 14 дней до наступления даты платежа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.