|
Источник: Госкомстат РФ
Военно-промышленный комплекс.
В условиях современной интеграции промышленности понятие военно-промышленного комплекса стало достаточно размытым. В процессе разработки и выпуска вооружения и военной техники (ВВТ) могут принимать участие предприятия различных отраслей, для большинства из которых такая работа может являться непрофильной. Помимо этого, существуют предприятия, потенциально способные быстро наладить производство ВВТ и имеющие т.н. мобилизационные задания. В зависимости от выбранного определения размер российского ВПК может включать до нескольких десятков тысяч различных компаний.
Между тем ядро военно-промышленного комплекса России сегодня объединяет немногим более 1600 предприятий и организаций, основной деятельностью которых является разработка и производство ВВТ. Эти предприятия курируются федеральными властями либо непосредственно (для госпредприятий), либо опосредованно через реализацию единой государственной политики в области ВПК (для акционерных обществ). Именно эта совокупность предприятий, которая чаще всего понимается под "российским ВПК", и будет являться предметом нашего дальнейшего анализа.Программа массовой приватизации госсобственности, проводившаяся в России в 1990-х годах коснулась, в том числе и предприятий оборонного комплекса. На данный момент в структуре собственности ВПК РФ преобладают акционерные общества (их доля составляет около 57%), причем на 28,2% предприятий оборонного комплекса какая-либо доля государства отсутствует. Так, по данным Счетной палаты, в российской авиапромышленности было акционировано более 230 предприятий, из которых государство сохранило за собой контрольный пакет лишь на семи, а более чем на 90 новых АО государство сегодня не владеет ни одной акцией.
В приватизации ВПК приняли участие и иностранные компании, как правило, конкурирующие с российскими производителями на внешнем рынке. В частности, в списке иностранных активов корпорации United Technologies Corporation (одно из подразделений которого - Pratt & Whitney - производит авиадвигатели) сегодня находятся 25% ОАО "Пермский моторный завод", входящего в состав холдинга "Пермские моторы".
Несмотря на то что этап массовой приватизации завершился, процесс смены организационно-правовой формы предприятий оборонного комплекса продолжается. Так, около 38% предприятий, еще находящихся сегодня в госсобственности, в принципе могут быть акционированы (приватизация остальных 62% госпредприятий запрещена действующим законодательством). Кроме того, на более чем 20% из уже акционированных предприятий (где нет стратегического заказа) доля государства в дальнейшем может быть сокращена.
Приватизация ВПК в основном затронула промышленные предприятия, доля которых в оборонном комплексе составляет около 45% (остальные 55% приходятся на научные организации и научно-производственные объединения, занимающиеся разработкой и модернизацией ВВТ). В ходе приватизации оборонного комплекса государство стремилось в первую очередь избавиться от дорогостоящих промышленных гигантов, поэтому наиболее активно в частные руки передавались именно промышленные компании. На сегодняшний день в структуре государственных предприятий "оборонки" промышленные предприятия составляют менее 35%, в то время как в составе акционерных компаний таких предприятий больше половины (при этом около 80% всех работников ВПК занято именно в промышленном секторе).
Благодаря начатой в 1990-х годах конверсии на сегодняшний день военная продукция составляет лишь 55% от общего объема промышленного производства ВПК. Правда, первоначальная идея о том, чтобы оборонные предприятия наладили у себя выпуск товаров народного потребления, практически провалилась. Сегодня львиная доля производимой гражданской продукции приходится на заказы других отраслей промышленности - нефтяников, газовиков и т.п. Лишь 8,7% выпуска составляют собственно потребительские товары.
2.1.3. Третичный сектор.
Транспорт.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.
Транспорт общего пользования — транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.