Рефераты. Центральные банки и их функции

Поэтому представляются следующие пути совершенствования и дальнейшего повышения эффективности банковской системы России:

1.     Не подлежит сомнению, что двухуровневая структура банковской системы Российской Федерации должна быть сохранена. Однако осуществить реформирование ее верхнего уровеня.

2.     Следует ликвидировать монополизм Центрального банка Российской Федерации по управлению банковской системой России, реорганизовав его путем разделения на три связанных, но самостоятельных органа управления, распределив функции центрального банка между ними так, чтобы их согласованная деятельность исключала вариант диктата одного из органов. То есть при формировании этих органов должен обеспечиваться принцип разделения властей, что позволит исключить субъективизм при принятии решений.

3.     Необходимо обеспечение большей согласованности действий органов управления банковской системой и Правительства Российской Федерации (Министерства финансов Российской Федерации). В результате будет гарантировано проведение единой денежно-кредитной политики государства.

4.     Требуется создать самоуправляющуюся, саморегулирующуюся банковскую систему: органы управления банковской системой должны сами обеспечивать принятие компетентных решений и сами проводить их в жизнь, однако оставаясь в рамках, установленных законодательством.

5.     Вероятно, нецелесообразно переподчинять банковскую систему какому-либо органу исполнительной власти Российской Федерации, как это сделано в ряде европейских стран. Вместе с тем и высший законодательный орган государства не в состоянии в силу своей природы выполнять функции управления банковской системой. Однако общий контроль за ее деятельностью (в форме отчетов парламенту, назначения Председателя Банка России и др.) необходимо оставить в его компетенции.

Другими словами, законодательство Российской Федерации в настоящее время достаточно полно отражает те правомочия и функции, которые должен иметь Банк России, однако в свете анализа структуры построения и правомочий ЦБ развитых иностранных государств можно выделить дополнительные мероприятия для продолжения усовершенствования банковской системы.


2.4. Минимальные резервные требования

Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли  привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент  от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства  по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков  и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство
 Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в
центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и
регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения норы
обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.

 Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном
порядке. Механизм использования резервных требований достаточно дифференцирован по странам как в количественном, так и в качественном отношении. Прежде всего
неодинакова «база» обязательных резервов, что находит проявление в установлении
требований к разным частям баланса - активам или пассивам коммерческих банков. В
настоящее время наиболее распространенной формой установления резервных требо-
ваний является определение нормы как процента от обязательств. При этом требования
могут устанавливаться к общей сумме пассивов или к их отдельным статьям, что прак-
тикуется наиболее часто. Общепринятыми пассивами для установления резервных тре-
бований являются срочные депозиты и депозиты до востребования. Вместе с тем с по-
явлением новых видов банковских обязательств или вследствие растущего значения
уже существующих в «базу» резервных требований стали включаться все новые виды
пассивов. Практикуется также исключение из «базы» минимальных резервных требований депозитов нерезидентов - такая система действует в Германии.
Освобождение отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к
определенным отрицательным последствиям - в частности, банки начинают манипулировать составом своих депозитов, пытаясь большую часть привлеченных средств пере-
вести в категорию свободных от резервных требований. В этом случае центральные
банки прибегают к штрафным санкциям. Как правило, нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов, что обусловлено разграничением по степени «денежное» различных компонентов денежной массы. Разграничение по степени «денежности» необходимо
для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как
правило, на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резерв-
ных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но
и в такой сложившейся практике имеются отклонения. Так, в Великобритании, Италии,
Южной Корее в настоящее время действуют единые нормы минимальных резервных
требований.
 
Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в цен-
тральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как сред-
ний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет 1 месяц - по-
добная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный
период равняется 2-недельному сроку, в Канаде он составляет 2 полумесячных перио-
да.
Большое значение в практике применения резервных требований имеет возмож-
ность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего
периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер - тот механизм ис-
пользуется в США и Франции, Существуют также возможности варьирования расчет-
ного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований опреде-
ляются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше времен-
ной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь ре-
альной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а
следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном
плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет
большое значение для коммерческих банков: если он составляет 1 месяц, то коммерче-
ские банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их лик-
видность возрастает; более короткие периоды - до 1 дня - способствуют установлению
жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал
между расчетным периодом и периодом хранения не превышает 2 недель.
Нормы обязательных резервных требований имеют верхнюю границу, размеры ко-
торой зависят от видов обязательств, их величины, а также статуса резидентства ком-
мерческого банка.
Нормы резервных требований, устанавливаемые на вклады в иностранной валюте,
значительно ниже норм, применяемых к обязательствам в национальной валюте, а зачастую вклады в иностранной валюте не подлежат учету при расчете минимальных ре-
зервов. Иногда уровень нормы минимальных резервов зависит от размеров депозитов,
включаемых в базу их расчета, - подобная практика характерна для Японии и Австрии.
Величина норм минимальных резервов может также зависеть от вида кредитного
института, что наиболее часто встречается в развивающихся странах.
 Частота допустимых изменений - одна из сложнейших проблем, стоящих перед центральным  банком. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает данный инструмент денежно-кредитной политики более гибким и действенным. С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для банковской системы, на-
хождение ее в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру центрального банка, запасаясь избыточными резервами.
Политика установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-
кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.

2.5. Меры административного воздействия


Важным инструментом административного, или прямого, воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу является регулирование уровня процентных ставок, прироста кредитов, объема портфельных инвестиций.
Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков характерно для развивающихся государств, хотя в отдельные годы данный метод использовался и в промышленно развитых странах. В условиях ограничения верхних пределов процентных ставок возникает избыточный спрос
на кредит, в результате чего процентная политика способствует административному распределению финансовых ресурсов.
Посредством ограничения верхнего уровня процентных ставок прежде всего облегчается доступ к кредитам разным категориям юридических лиц, в том числе мелким и средним компаниям; кроме того, низкие процентные ставки стимулируют инвестиции и способствуют повышению деловой активности.
Прямой контроль за уровнем процентных ставок широко используется на ранних
этапах развития рыночных отношений. Так, этой практике следовал Банк Кореи в 60 -
80-е гг., когда на каждый вид депозитов и кредитов банковских институтов устанавли-
вался максимальный уровень процентных ставок. В конце 1988 г. порядок регулирова-
ния процентных ставок коммерческих банков был либерализован, в частности были де-
регулированы процентные ставки по кредитам и краткосрочным депозитам. В резуль-
тате в настоящее время Банк Кореи устанавливает верхние пределы лишь на ставки по
депозитам сроком более чем на 2 года.
В последнее время наблюдается отход центральных банков от политики лимитиро-
вания верхнего .уровня процентных ставок по кредитам и депозитам банковских инсти-
тутов. Это обусловлено тем, что выгоды от использования данного метода регулирова-
ния имеют место лишь в течение непродолжительного периода времени, а отрицатель-
ные последствия весьма значительны. Невысокие ставки по депозитам коммерческих банков являются причиной размещения свободных финансовых средств не в виде банковских депозитов, а в других формах, например недвижимости, покупки иностранной валюты, товаров, драгоценных металлов, что не позволяет их использовать для финансирования производственных инвестиций. Лимитирование уровня процентных ставок создает одинаковые условия кредитования, что существенно ослабляет конкуренцию
между банками. Кроме того, повышенный спрос на многие виды товаров национального производства и иностранную валюту ускоряет рост цен и ослабляет позиции национальной денежной единицы, нарушает макроэкономическую стабильность.
Административное регулирование процентных ставок, как правило, связано с ме-
роприятиями правительства по ограничению объема предоставляемых банковскими ин-
ститутами кредитов. В целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии цен-
тральные банки прибегают к так называемым кредитным потолкам, то есть определяют
предельную сумму кредитования, и осуществляют контроль за соблюдением установ-
ленных нормативов. Данный инструмент особенно популярен в развивающихся стра-
нах, а в 70-е гг. активно использовался и промышленно развитыми государствами: Банк
Италии в этот период установил лимиты на годовой прирост кредитов коммерческих
банков в размере 5%; в Южной Корее во время войны в 50-е гг., а также в 1977-1981 гг.
в целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии кредитные потолки устанавли-
вались персонально для каждого кредитного института.
Использование прямых лимитов на банковское кредитование или ограничений
темпов его прироста вынуждает коммерческие банки держать определенную часть де-
позитов в виде неработающих резервов. Достижение лимита означает, что данное сред-
ство регулирования ограничивает прирост денежной массы в такой степени, как это
может быть достигнуто при 100-процентной норме резервных требований.
При введении или ужесточении кредитных ограничений на организованных фи-
нансовых рынках (фондовых биржах) наблюдается тенденция переориентации заемщи-
ков на неформальные денежные рынки в целях удовлетворения своих потребностей в
ссудах. В связи с этим использование лимитов банковского кредитования обычно со-
провождается повышением уровня процентных ставок на этих неорганизованных рын-
ках. Другим негативным последствием применения данного метода регулирования яв-
ляется необходимость введения жестких ограничений в области движения капиталов. В
противном случае по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах
«экспортируют» привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных
банках или предоставляя кредиты зарубежным заемщикам.
Важное место в регулировании направления кредитов занимает селективная кре-
дитная политика, активно используемая в развивающихся странах. В некоторых из
них от 20 до 80% объема банковских кредитов направляется на финансирование опре-
деленных отраслей экономики. Например, в Пакистане в отдельные годы до 70% новых
кредитов национальных банков предоставлялось в соответствии с целевыми установ-
ками. До недавнего времени в Индии коммерческие банки должны были направлять
около половины своих активов на резервные счета или вкладывать в правительствен-
ные облигации, а 40% - в кредиты, направляемые на развитие приоритетных отраслей
национальной экономики. В начале 70-х гг. в государствах «третьего мира» получили
распространение программы поддержки мелких фермеров, в рамках которых были раз-
работаны специальные механизмы переучета векселей сельскохозяйственных компа-
ний в центральных банках.
В комплекс основных механизмов селективной кредитной политики входят:
? установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритет-
ные отрасли;
? создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих креди-
тование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользую-
щихся льготами при переучете векселей в центральном банке;
? распространение различного рода льгот на банковские институты, кредитующие
преимущественно приоритетные сферы экономики.
Страны «третьего мира» прибегали к селективной кредитной политике прежде все-
го в связи со слабым развитием финансовых рынков, которые не способны обеспечить
достаточно эффективное распределение денежных средств и экономическое развитие в
целом. Оценивая результаты использования этой политики, следует отметить, что, с
одной стороны, она способствовала существенному изменению кредитных потоков - в
частности, наблюдалось расширение кредитования мелких предприятий, жилищного
строительства, экспортных отраслей промышленности, создание базы рискового фи-
нансирования. С другой стороны, отмечались и негативные моменты, препятствовав-
шие нормальному функционированию кредитно-финансовой системы:
льготные процентные ставки по кредитам, предоставляемым приоритетным отрас-
лям, обусловливали необходимость их субсидирования за счет кредитов международ-
ных кредитно-финансовых организаций, бюджетных средств и других источников, что
неизбежно порождало новые проблемы в кредитно-финансовой сфере. Кроме того, пе-
риодически возникал избыточный спрос на дешевые кредиты, которые в условиях от-
рицательных процентных ставок приобрели характер безвозмездных ссуд. Значитель-
ный приток в экономику кредитных ресурсов приводил к быстрому росту объема де-
нежной массы в обращении, спроса на реальные активы и иностранную валюту, давле-
нию на официальные валютные резервы.
Одной из мер административного воздействия на денежно-кредитную сферу явля-
ются портфельные ограничения, обязывающие коммерческие банки инвестировать
часть их ресурсов в государственные ценные бумаги. Так, в 1973 г. в соответствии с
директивами Банка Италии коммерческие банки инвестировали 5% объема совокупных
депозитов по состоянию на конец 1972 г. в ценные бумаги с фиксированными дохода-
ми. В 1974 г. норма обязательного инвестирования была повышена до 12%, а в 1978 г.
снижена до 6,5% объема прироста ресурсов.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что административные меры денежно-
кредитного регулирования сыграли определенную положительную роль в условиях от-
сутствия высокоразвитых финансовых рынков. Однако они не привели к существенно-
му снижению уровня инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рынков, соз-
дание новых финансовых инструментов в значительной степени ослабили действен-
ность средств административного регулирования. В связи с этим центральные банки
стали постепенно отказываться от применения этих средств и в 80-е гг. постепенно пе-
решли на использование преимущественно рыночных инструментов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.