Рефераты. Ценные бумаги в системе объектов гражданских прав. Понятие, классификация и виды ценных бумаг

4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

5. При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования р.ц.б., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным.  Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

8. Оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).

3.3. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

Фондовый рынок в России начал свое формирование по существу с начала 90-х годов. Ранее оборот ценных бумаг был чрезвычайно скуден и ограничивался в основном государственными ценными бумагами. Динамичное развитие последних лет изменило ситуацию. Сегодня можно говорить о таких сегментах российского фондового рынка как рынок акций и облигаций приватизированных предприятий, рынок ценных бумаг, эмитированных коммерческими банками, рынок муниципальных и региональных облигаций и займов, рынок ценных бумаг частных эмитентов, созданных вне процесса приватизации. На новую ступень начинает выходить рынок государственных  ценных бумаг, постепенно приобретая необходимые черты и приближаясь к выполнению функций, характерных для аналогичных секторов развитых фондовых рынков. Параллельно и достаточно энергично шел процесс накопления законодательного материала в этой новой и важной для экономики сфере. На сегодняшний день действует более 500 нормативных актов. Это Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, инструкции и иные нормативные документы Центрального банка РФ, Министерства Финансов РФ, Государственной налоговой службы РФ, Государственного комитета РФ по статистике и других министерств и ведомств РФ. Они регулируют выпуск и обращение акций, облигаций, векселей, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов, банковских сберегательных книжек на предъявителя, коносаментов, приватизационных и иных ценных бумаг.

Нельзя не выделить ряд важнейших законодательных актов – Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О рынке ценных бумаг»[23], Закон  РФ «Об акционерным обществах»[24]., и др.  В них раскрываются такие понятия, как эмиссия ценных бумаг, их размещение, подписка на ценные бумаги, конвертация и т.д., содержатся требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг (брокерам, дилерам, клиринговым организациям, депозитариям, регистраторам, номинальным держателям ценных бумаг и т.д.), определяются условия рекламы ценных бумаг и решаются другие вопросы, связанные с ценными бумагами. Так, основные положения о выпуске государственных ценных бумаг определяются Законом  РФ «О государственном внутреннем долге РФ» от 13 ноября 1992 г.[25].

Основными правовыми актами, регламентирующими вексельное обращение на территории РФ, в настоящее время являются постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе»[26] и Закон РФ «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г.[27]

Условия выпуска и обращения сертификатов определяются Правилами по выпуску и оформлению депозитных и сберегательных сертификатов, утвержденными Центральным банком РФ 10 февраля 1992 г.[28]

Реквизиты и основные правила обращения коносаментов закреплены ст. 123-126 КТМ СССР.

Особое место среди органов, уполномоченных регулировать отношения в рассматриваемой сфере занимает Федеральная комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, образованная Указом Президента РФ от 4.11.1994 г. №2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ»[29], на которую возлагается контроль и регулирование рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Следует отметить, что развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования зачастую носило не только бурный характер, но и сопровождалось естественными «болезнями роста», к числу которых можно отнести недостаточную последовательность и системность. В результате в регулирующей базе существуют значительные пробелы и далеко не всякая регламентация могла бы быть признана удовлетворительной.

Особенностью источников правового регулирования выпуска и обращения ценных бумаг можно назвать большое количество содержащихся в них процедурных норм. Рассматриваемые источники  как правило, не воспроизводят в своих статьях нормы Гражданского Кодекса РФ, а развивают и детализируют их. В то же время нельзя не обратить внимание и на присущие им недостатки, многие из которых являются весьма существенными, что приводит к возникновению правовых коллизий. Сюда можно отнести неоправданную сложность подачи правового материала, невысокий уровень юридической техники. Данный недостаток усугубляется отсутствием понятийного аппарата, что препятствует использованию правовых источников лицами, которым они, казалось бы, адресованы. В Законах и иных источниках содержится немало положений, не являющихся бесспорными,  в связи с чем по ряду вопросов, которые не могут быть однозначно разрешены путем толкования норм, а также по вопросам, не нашедшим пока единообразного применения на практике, возникает много споров. К сожалению, и в настоящее время имеется настоятельная потребность в четком правовом регулировании  сферы отношений связанных с обращением ценных бумаг.

 

3.4  ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ


Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

ü      эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

ü      инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.

ü      профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

ü      регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

ü      верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

ü      государственные и иные нормативные акты;

ü      государственные органы регулирования и контроля.

Прямое или

административное управление

 

 

Косвенное или экономическое управление

 
Формы государственного управления рынка






Прямое или административное, управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путём:

ü      установления обязательны требований ко всем участника р.ц.б.;

ü      регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

ü      лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

ü      обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

ü      поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

ü      систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);

ü      денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

ü      государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

ü      государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась.

На начало 1996 г. её составляли:

Высшие органы государственной власти:

Государственная Дума издаёт законы, регулирующие рынок ценных бумаг.

Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

Государственные органы регулирования р.ц.б. министерского уровня:

1.      Федеральная комиссия по р.ц.б. (ФКЦБ);

2.      Министерство финансов РФ (Минфин);

3.      Центральный банк РФ (ЦБ);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.