4. Государственный комитет по антимонопольной политике;
5. Госстрахнадзор.
ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию рынка ценных бумаг.
Минфин РФ – министерство в составе Правительства – регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.
ЦБ РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом р.ц.б., ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на р.ц.б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.
Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.
Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
ü Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.);
ü Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.);
ü Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.);
ü Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.);
ü Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.)
ü Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.);
ü Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.);
ü Закон об акционерных обществах (1996 г.);
ü Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);
ü Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
ü Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
3.5 Регулирование рынка ценных бумаг саморегулирующими организациями
Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
ü разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
ü осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;
ü контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
ü информационная деятельность на рынке;
ü обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.
До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.
Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющимися членами саморегулирующей организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. [30]
На основании Федерального закона о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг от 5 марта 1999 г. № 96-ФЗ, а также в соответствии с настоящим Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» саморегулируемые организации в соответствии с правилами и стандартами их деятельности осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Порядок рассмотрения саморегулируемой организацией жалоб и заявлений инвесторов:
1. Саморегулируемая организация рассматривает жалобы и заявления инвесторов на действия ее участника (члена), его должностных лиц и специалистов в порядке, предусмотренном учредительными документами, правилами и стандартами ее деятельности.
2. По итогам рассмотрения жалобы и заявления саморегулируемая организация вправе принять следующее решение:
ü применить к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой организации;
ü рекомендовать своему участнику (члену) возместить инвестору причиненный ущерб во внесудебном порядке;
ü исключить профессионального участника из числа своих участников (членов) и обратиться в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением о принятии мер по аннулированию или приостановлению действия лицензии указанного профессионального участника на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
ü направить материалы по жалобе и заявлению в правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для рассмотрения.
3. Саморегулируемая организация обязана сообщить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг об итогах рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею решениях.
4. В случае непринятия мер по законным и обоснованным жалобам и заявлениям инвесторов, неисполнения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе применить к саморегулируемой организации санкции, установленные Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.6. Регулирование рынка ценных бумаг общественными объединениями
В соответствии с Федеральным законом РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999г. № 46-ФЗ определены права общественных объединений интересов инвесторов:
1) Защита прав и законных интересов – физических лиц их общественными объединениями.
а). Общественные объединения инвесторов – физических лиц федерального, межрегионального и регионального уровней вправе осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов – физических лиц в формах и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
б). Общественные объединения инвесторов – физических лиц вправе:
ü обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов – физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;
ü осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов – физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ü создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов – физических лиц;
ü объединяться в ассоциации и союзы.[31]
Переход к рыночной экономике потребовал возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. В свою очередь, появилась настоятельная потребность в четком правовом оформлении ценных бумаг и особенностей их оборота. В сфере правового регулирования отношений связанных с обращением ценных бумаг на современном временном этапе нормы Гражданского Кодекса РФ играют основополагающую роль, что немаловажно для обеспечения устойчивости и стабильности таких отношений в целом.
Принятие Гражданского кодекса Российской Федерации, Законов РФ «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», а также некоторых других регулирующих рассматриваемую сферу, создало определенную систему законов в сфере рынка ценных бумаг, что позволило устранить многочисленные разночтения и споры. В процессе вступления участников рынка ценных бумаг в складывающиеся между ними правоотношения, особую ценность имеет уяснение понятия ценных бумаг, в том числе и как объектов гражданских прав, осознание сущности правового режима ценных бумаг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11