Рефераты. Бюджетное устройство и бюджетный процесс РФ

Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

·     отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

·     отчетами  МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

·     отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

·     отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

·     сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

·     годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

·     реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

·     отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета .

4.  Бюджетная политика Российской Федерации

    и направления ее совершенствования

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие[29]:

·     уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

·     уровень выполнения бюджетных обязательств;

·     величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

·     объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

·     уровень монетизации бюджетного дефицита;

·     величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

·     динамику валового внутреннего продукта;

·     уровень безработицы;

·     степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

·     масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

·     величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;

·     величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Для иллюстрации оценки эффективности российской бюджетной политики приведем конкретные данные в соответствии с перечисленными выше критериями (Источники: Минфин РФ, ЦБР РФ, Госкомстат РФ, ИЭА) за  период - 1994 - 1997 г.г.[30] 

Периоды

1

2

3

4

5

Вице-премьеры, курировавшие финансовую политику

А. Шохин

А. Чубайс

В. Кадан-ников

В. Потанин, А. Лившиц

А. Чубайс

Министры финансов

С. Дубинин

В. Пансков

В. Пансков

А. Лившиц

А. Чубайс

Период

Показатели

февраль-декабрь 1994 г.

январь-декабрь 1995 г.

январь-август 1996 г.

сентябрь 1996 г. - март 1997 г.

апрель-ноябрь 1997 г.

Доходы федерального бюджета (по определению МВФ)

с элиминированием сезонной составляющей

(в среднем за период, в % к ВВП)

 

Наличными деньгами и денежными суррогатами:

 

 

 

 

 

Все доходы

в том числе:

налоговые доходы

неналоговые доходы

12,0

 

11,9

0,1

12,4

 

10,8

1,6

10,3

 

8,7

1,7

9,0

 

8,0

1,0

10,6

 

8,6

2,1

Удельный вес в налоговых доходах, в %

 

 

 

 

 

наличных денег

денежных суррогатов

98,9

1,1

89,6

10,4

82,3

17,7

85,3

14,7

91,7

8,3

Выполнение бюджетных обязательств

 

Расходы федеральн. бюджета (по определению МВФ) в % к ВВП

 

23,2

 

17,4

 

18,0

 

21,1

 

16,0

Просроченная зад-ть по оплате труда из-за отсутствия бюджетн. финансир-ния на конец периода:

 

 

 

 

 

млрд. руб.

во всей зад-ти по опл. труда, %

в фонде оплаты труда, %

915

17,3

4,4

2736

17,3

6,6

6107

17,0

14,9

11305

21,5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.