|
63,4% |
41,1% |
39,7% |
-1,4% |
||
- НДС по товарам и услугам, производимым на территории РФ |
174 870 |
131 189 |
75,0% |
25,9% |
29,6% |
3,7% |
- НДС по товарам и услугам, ввозимым на территорию Российской Федерации |
102 618 |
44 765 |
43,6% |
15,2% |
10,1% |
-5,1% |
Налог на прибыль |
63 449 |
77 695 |
122,5% |
9,4% |
17,5% |
8,1% |
Акцизы по товарам, производимым на территории России |
116 107 |
62 875 |
54,2% |
17,2% |
14,2% |
-3,0% |
Акцизы по товарам, ввозимым на территорию России |
3 832 |
1 343 |
35,0% |
0,6% |
0,3% |
-0,3% |
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: |
171 983 |
103 490 |
60,2% |
25,5% |
23,3% |
-2,1% |
- Ввозные таможенные пошлины |
87 488 |
27 163 |
31,0% |
13,0% |
6,1% |
-6,8% |
- Вывозные таможенные пошлины |
84 495 |
73 176 |
86,6% |
12,5% |
16,5% |
4,0% |
Источник: Информация об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за I полугодие 2000 года //www.cbr.ru..
Неналоговые доходы за I полугодие 2000 г. поступили в федеральный бюджет в общей сумме 28,4 млрд. рублей (45,9% к годовым бюджетным назначениям, которые были определены в сумме 61,91 млрд. рублей). При этом основная масса получена за счет доходов от внешнеэкономической деятельности в сумме 15,7 млрд. рублей (55,3% от общей суммы неналоговых доходов), из которых получено в виде процентов по государственным кредитам – 8 млрд. рублей. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, составили 10,1 млрд. рублей (35,6% от общей суммы неналоговых доходов). Поступления доходов федерального бюджета по месяцам (январь – июнь) в 2000 году были в среднем на 5% выше, чем поступления в 1998 и 1999 годах (Приложение 4).
По расходам федеральный бюджет в I полугодии 2000 года исполнен в сумме 437,3 млрд. рублей (по произведенному финансированию), что составило 14,7 % к объему ВВП за I полугодие 2000 года и 51,1% к годовым бюджетным назначениям по расходам. Годовые бюджетные назначения по расходам составляют 855,07 млрд. рублей (Приложения 2,3,5). В то же время, в 1999 году в I полугодии по расходам федеральный бюджет был исполнен в сумме 288,6 млрд. рублей (это составляет 15,4% к объему ВВП за I полугодие и 50,2% к годовым бюджетным назначениям). Несмотря на бóльшие поступления доходов, показатели по расходам относительно запланированных почти совпадают. Это связано с тем, о чем говорилось в пункте 2.2: корректировка статей бюджета в середине финансового года может привести к дестабилизации экономики. Поэтому здесь по возможности необходимо придерживаться запланированных цифр.
Таблица 3.
Объемы финансирования расходов федерального бюджета в 1999-2000 гг.
1999 год
2000 год
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
I квартал
II квартал
Расходы, всего, млрд.рублей
119,5
169,1
167,5
220,8
215,6
221,7
- % к ВВП (на квартал)
14,3
16,2
13,1
15,9
17,1
14,0
- % годовым бюджетным назначениям
20,8
29,4
29,1
38,4
25,2
25,9
Источник: Информация об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за I полугодие 2000 года //www.cbr.ru..
Но, тем не менее, увеличение расходной части федерального бюджета (в том числе непроцентных расходов) и переход в режим опережающего финансирования расходов (на несколько процентов, но все же опережающего) привели к тому, что федеральный бюджет стал источником экономического роста. Увеличение потребления государственным сектором экономики позволяет частично компенсировать затухающий эффект девальвации и вызывает увеличение объема налоговых поступлений.
Политика Правительства Российской Федерации в области финансирования расходов федерального бюджета осуществлялась в I полугодии 2000 года в соответствии с положениями Федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год”.
В 2000 году по сравнению с 1997-1999 годами структура исполнения федерального бюджета существенно не изменилась (Приложение 5). Были несколько увеличены расходы по следующим статьям: государственное управление (на 0,7%), правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности и судебная власть (на 1,2%), фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (на 0,3%), расходы на социальную сферу (на 1,3%), обслуживание государственного долга (на 1,2%). Снижение же наблюдается по следующим пунктам: международная деятельность (на 2,4%), национальная оборона (на 1,2%), промышленность, энергетика и строительство (на 0,3%), сельское хозяйство и рыболовство (на 0,5%), финансовая помощь другим уровням власти (на 1,5%).
Дополнительным фактором успешного исполнения федерального бюджета стали финансовые результаты 1999 года. Созданный в прошлом году финансовый задел позволил избежать ставшего уже традиционным сокращения темпов финансирования в начале года. В I полугодии текущего года сложилась ситуация, когда ресурсы на счетах федерального бюджета позволили дополнительно профинансировать ряд расходов текущего характера в пределах годовых объемов финансирования расходов федерального бюджета.
Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга в I полугодии текущего года составили 32,5 млрд. рублей, что составило 99,2 % к бюджетной росписи на I полугодие или 51,4 % годового плана.
Структура расходов по выплате процентов по обслуживанию внутреннего долга сложилась из следующих основных платежей:
ОФЗ-ФК
15,08 млрд. рублей
ОГНЗ
8,00 млрд. рублей
ОФЗ-ПД
7,36 млрд. рублей
ОГСЗ
1,33 млрд. рублей
ГКО
0,34 млрд. рублей
При этом расходы на обслуживание ГКО, ОФЗ и ОГНЗ составили 30,8 млрд. рублей и были ниже соответствующих плановых показателей на 0,24 млрд. руб., а превышение расходов по ОФЗ-ПД на 0,11 млрд. руб. было связано с операциями обратного выкупа облигаций, размещенных с целью привлечения необходимых денежных средств на покрытие дефицита федерального бюджета и финансирование кассовых разрывов в конце 1999 г. и погашаемых в I квартале 2000 года.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.