Рефераты. Бухучет. Учет материалов и расчетов с поставщиками и подрядчиками

Бухучет. Учет материалов и расчетов с поставщиками и подрядчиками

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ.

            Порядок ведения учета материалов определяется положением о БУ «Учет материально-производственных запасов» ПБУ-5/98 (утв. приказом МФ РФ от 15.06.98 г. № 25-4).

             Все материалы в зависимости от их назначения и способа применения в процессе производства делятся на несколько групп. Такой способ  группировки материалов нашел отражение в инструкции по применению плана счетов, которое предусматривает открытие к 10 счету соответствующих субсчетов:

 

10/1   «Сырье и материалы» - отражает наличие и движение:

            а) сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции;

            б) вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции, или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу. 

10/2  «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия» - отражается  наличие и движение покупных полуфабрикатов, которые требуют затрат по их обработке или сборке.

10/3  «Топливо» - отражает наличие и движение нефтепродуктов и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств и на технологические нужды производства.

10/4  «Тара и тарные материалы» – отражает наличие и движение всех видов тары, а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и  ее ремонта.

10/5   «Запасные части» - отражает наличие и движение запчастей, предназначенных для ремонта или замены изношенных частей машин и оборудования.

10/6   «Прочие материалы» – отражает наличие и движение:

           а) отходов производства;

           б) неисправленного брака;

           в) материальных ценностей, полученных при выбытии основных средств и МБП.

10/7 «Материалы, предназначенные в переработку на сторону» - отражает движение материалов, предназначенных в переработку на сторону и в последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий. 

10/8  «Строительные материалы» – применяется предприятиями-застройщиками для учета материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ.

            Согласно ПБУ-5/98 МПЗ принимаются к БУ по фактической себестоимости. В зависимости от способа поступления материалов на предприятие различают их фактическую себестоимость:

            1. Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на приобретение за исключением НДС.

            К фактическим затратам относятся:

-          суммы, уплаченные поставщику или физическому лицу по договору;

-          стоимость информации и консультационных услуг, связанных с приобретением материалов;

-          таможенные пошлины;

-          вознаграждение посреднических организаций;

-          затраты на содержание заготовительно-складского аппарата;

-          на услуги транспорта за доставку материалов;

-          по оплате процентов по кредитам поставщика.

            2. ФСМ при их изготовлении самими предприятиями определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством.

 3.  ФСМ, внесенных в счет взноса в уставный капитал предприятия  определяется исходя из их денежной оценки.

 4. ФСМ, полученных безвозмездно, определяется исходя из рыночной стоимости на дату оприходования.

 5. ФСМ, приобретенных в обмен на другое имущество определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в ББ-се у этого предприятия.

  Фактическую себестоимость можно рассчитать только в конце отчетного периода, когда известны все ее слагаемые, по этому в текущем учете используют твердые или расчетные цены, называемые учетными.  При отпуске материалов в производство, и ином выбытии их оценка производится одним из методов:

1. По себестоимости каждой единицы.

2. По средней себестоимости, которая определяется как частное от деления общей себестоимости запасов на их количество:

Сред.себест. = (Сумма Н.С. + Сумма постав.мат) / (Кол-во нс + Кол-во пост. за м-ц).

3. По себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО). Данный метод предполагает списание материалов в строго хронологическом порядке поступления партия, т.е. сначала списывается 1 партия, затем 2 и т.д.

4. По себестоимости последних по времени МПЗ. Данный метод предполагает списание в производство сначала последних партий (ЛИФО).

Пример: Расчет стоимости израсходованных материалов и оценка их запасов на конец месяца

Показатели

Количество (шт.)

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

1. Остаток на начло месяца

100

6

600

2. Поступило за месяц:

-          1 партия

-          2 партия

-          3 партия

50

50

50

7

5

9

350

250

450

3. Отпущено в производство

200

4. Остаток на конец месяца

1 вариант.  По средней стоимости          Ср.ст. = 600+350+250+450 =   6,6

                                                                            100+ 50+ 50 + 50

         Стоимость отпущенных материалов = 200 х 6,6  = 1 320 руб.

         Остаток на конец месяца = 50 х 6,6 = 330

2 вариант.  ФИФО

                     Ср. стоимость отпущенных материалов = (100 х 6) + (50 х 7) + (50 х 5) = 1 200  руб.

                     Остаток на конец месяца = 50 х 9 = 450                  

 3 вариант.   ЛИФО                  

                     Ср. стоимость отпущенных материалов = (50 х 9) + (50 х 5) + (50 х 7)  + (50 х 6) = 1 35  руб.

                     Остаток на конец месяца = 50 х 6 = 300

Документальное оформление движения материалов.

           Требования, предъявляемые к первичным учетным документам, изложены в постановлении Госкомстата РФ  от 30.10.98 г. № 71-А «Об утверждении унифицированных форм первичных документов».

            Для получения материалов от поставщика предприятие выдает доверенности лицам, состоящим с ним в трудовых отношениях. Доверенности подписываются руководителем и  гл.бух. и заверяются печатью. Выдачу доверенности регистрируют в журнале учета выдачи доверенностей и выдают по расписку получателю. Доверенность должна быть полностью заполнена, и иметь образец подписи лица на имя, которого она выдана. Представитель предприятия, получивший материалы, передает их должностному лицу, ответственному за их хранение и отчитывается перед бухгалтерией.

           Срок действия доверенности, как правило, 15 дней.  

           Не использованные доверенности возвращаются в бухгалтерию, где хранятся до  конца отчетного года, а затем списываются по акту. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается.

           

          Поступившие материалы на склад оформляются следующими документами:

1.       Приходный ордер (Форма М-4)  - применяется для учета материалов, поступивших от поставщика или из переработки при полном соответствии количества, фактически поступивших  материалов количеству указанному  в документах.

2.       Акт приемки материалов (Форма  М-7) – применяется в двух случаях:

-          для оформления приемки материалов, имеющих количественное или качественное расхождение с данными  сопроводительных документов;

-          применяется при оформлении приемки неотфактурованной поставки.

           Акт  в 2-х экземплярах составляется членами комиссии с обязательным присутствии мат-отв. лица и представителя поставщика. Один экз. передается в бухгалтерию, а другой – отделу снабжения или юридическому отделу для направления претензионного письма поставщику. В случае выявления излишек они приходуются, а затем оплачиваются.

3.       Договор купли-продажи – применяется в случае  приобретения материалов у физического лица. Должны содержать сведения о продавце и о закупленном материале.

               Документы на отпуск со склада:

               

1.       Лимитно-заборная карта (Форма М-8)  - применяется для оформления отпуска материалов (при наличии лимита), систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды. Выписывается в 2-х экз. на одно наименование материала, после чего выводится остаток свободного лимита.

2.       Требование-накладная (Форма М-11) – применяется для учета движения материала внутри организации между структурными подразделениями и мат-отв. лицами.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.