Рынок прикладных продуктов по автоматизации бухгалтерского учета непрерывно изменяется, причем изменяется структура как предложения, так и спроса. Связано это с ростом уровня компьютерной подготовки специалистов, бухгалтеров, потребностями развивающихся предприятий, а также с появлением более совершенного технического обеспечения по доступным ценам.
Финансовый анализ является завершающим этапом бухгалтерского учета, использует информационную базу бухгалтерского учета и отчетности и в зависимости от потребности пользователей предоставляет широкий спектр аналитических данных, необходимых для определения различных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Финансовый анализ строится на получении определенных коэффициентов и соотношений, характеризующих различные стороны финансового состояния предприятия. Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовое состояние может быть хорошим, плохим и напряженным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе говорят о его хорошем финансовом состоянии.
Финансовое состояние предприятия (ФСП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как платежеспособность, ликвидность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, эффект финансового рычага и другие, а также методику их расчета.
Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния и его платежеспособности.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса (для ТД *Центролит* это расшифровки кредиторской задолженности, дебиторской задолженности и т.д.).
Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, тат как абсолютные показатели в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид.
Относительные показатели предприятия можно сравнить с общепринятыми *нормами* для обнаружения степени риска и прогнозирования возможности банкротства; с аналогичными данными других предприятий, что позволяет обнаружить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности; с аналогичными данными за предыдущие годы для обнаружения тенденций улучшения или ухудшения ФСП.
Соотношения, вытекающие из финансовой отчетности предприятия, дают возможность аналитику оценить различные стороны его финансово-хозяйственной деятельности. Совокупность количественных и качественных характеристик финансового состояния предприятия и тенденций его развития, в том числе за ряд лет и в сравнении с характеристиками других предприятий, определяют содержание результатов аналитической работы, оформляемых в виде аналитического заключения.
Сравнение - важнейший способ анализа деятельности предприятия. При сравнении оценку происходящему дают через сходные понятия и явления. Сравнение позволяет соизмерять процессы и делать соответствующие выводы. Необходимым условием применения способа сравнения при анализе является соблюдение сопоставимости показателей. Используемые при сравнении показатели должны быть однородны по экономическому содержанию. Сравнение применяют в следующих случаях:
· сравнение фактических данных текущего периода с данными предыдущих периодов. Это дает возможность выявить направление, динамику и темпы развития, определить происшедшие изменения и их устойчивость;
· сравнение фактических данных предприятия с данными других предприятий, со среднеотраслевыми показателями с целью определить место собственного предприятия, наметить пути его дальнейшего развития.
Группировки используются в анализе для расчленения изучаемой совокупности явлений на однородные составные части (группы или подгруппы) по тому или иному признаку.
C группировками тесно связано исчисление средних величин. Средние величины применяют для общей характеристики совокупности явлений по определенному признаку. Чаще всего в анализе применяют средневзвешенные величины, дающие наиболее точные результаты.
Процентные изменения показывают динамику изменения тех или иных показателей во времени или процентное отношение одних показателей к другим.
Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей бухгалтерской отчетности по сравнению с предшествующим периодом.
Вертикальный анализ позволяет выявить удельный вес отдельных статей к итоговому показателю в целом по балансу или по его разделам.
Анализом ФСП занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители (для ТД *Центролит* это ГЛЗ *Центролит*), инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для определения условий кредитования, поставщики для своевременного получения платежей и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума прибыли и исключение банкротства.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Основным видом хозяйственной деятельности предприятия является оптовая торговля. Торговля вообще – это форма товарного обращения посредством денег. Оптовая торговля – это реализация товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или переработку. Товары в результате оптового оборота в конечное поступление не поступают.
Основное назначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного рационального товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения. В основе работы торгового предприятия лежит торгово-финансовый план, в котором находят отражение следующие показатели: оптовый товарооборот, валовый доход, прибыль от реализации и другие.
Главный количественный показатель, позволяющий оценить объемы работы предприятия ТД *Центролит*, является оптовый товарооборот.
Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей переработки, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения, хозяйственных нужд.
В зависимости от организации товародвижения оптовый товарооборот делится на:
ü складской;
ü транзитный.
Складской оптовый товарооборот – это продажа со складов оптовых торговых предприятий. Транзитный оптовый товарооборот в свою очередь подразделяется на: транзитный товарооборот без участия в расчетах (т.е. организуемый) и транзитный товарооборот с участием в расчетах. Другими словами, предприятие ТД *Центролит* участвует в этом процессе либо как посредник, получающий за организацию продвижения товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник, оплативший стоимость товара.
Другим важным показателем, характеризующим хозяйственную деятельность предприятия, является валовой доход.
Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли.
Валовой доход от реализации продукции представляет собой торговую надбавку, относящуюся к реализованным товарам, и составляет разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Валовой доход от реализации продукции характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в оптовой торговле – отношение суммы валового дохода от реализации к объему оптового товарооборота (складского и транзитного с участием в расчетах).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17